Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
01:52
Арбат Ю. Путешествие за красотой. - 1966



Из книги: Арбат Юрий. Путешествие за красотой. Рассказы о недавних поездках, полетах, плаваньях, походах по русскому Северу, о поисках и находках, связанных с неизвестными страницами истории народного искусства нашей страны. - М, Искуссство, 1966, 297 с.
        Читать онлайн







Путешествие за красотой

© Арбат Юрий; 1966 г.
Зеленые кони

Отрывок о мастере борецкой росписи Амосовой П.М.

[...] Когда я уезжал на пароходе из Нижней Тоймы в Архангельск, увидел, как в Борке села старушка. Подумал: если она местная, то, наверное, знает ту мастерицу, которая, по рассказам старожилов, отлично расписывала прялки и жива еще теперь.

— Пелагею Матвеевну Амосову? — переспросила старушка и сразу заулыбалась. — Как не знать! В деревне Фалики живет. Ей сейчас 95 лет, а она в девушках. Всю жизнь только и делала, что расписывала прялки. У них это семейное. Их прозвище — Польниковы. Братья у нее в соседней деревне Скобели — Михаил, Кузьма да Дмитрий. Ну Михайлу-то все Микишой звали. Вот хоть те и мужики мастера, а ее работу выше ценили. Так на базаре и требовали: «Палагину прясницу давай!» А все потому, что узор у нее мелкий да аккуратный. Братья ее умерли, а она жива и сейчас. Прясницы не нужны, так она их не расписывает, а носки да рукавички вяжет. Красивые! У меня ее же прясница лежит. Помню, еще молодая увидела у подружки и к отцу со слезами: такую же хочу.

У Пелагеи Матвеевны Амосовой и верно свой стиль росписи прялок.

Как и все нижнетоемские и борокские мастера, она любит прялки нарядные, рисунок трехъярусный, с золотом по белому фону и красными травными узорами, похожими на завитки сольвычегодской финифти. Это — общее. А больше идёт свое, «амосовское», или, как на Северной Двине говорят, «палагина работа». В верхней части у нее на прялке два золотых окна с красными переплетами и обязательно с красными цветами, каких соседи не пишут: четыре овала, один на другом, а на стебельке три пары листьев — желтая, зеленая и красная. Между окнами многоцветный узорный куст, а на нем сказочная красная птица с зелеными крыльями.

Среднюю часть с полукружием, напоминающим церковные врата, заполняет дерево не дерево, цветок не цветок — нечто вроде символического «древа жизни», сохранившегося на разных северных росписях и вышивках с языческих времен. По бокам — две пышные птицы.

Нижняя часть — самая нарядная. Здесь — свадебный выезд, вернее, приезд жениха, — излюбленная тема для девушек, коим дарят прялки. Кони либо красные, либо зеленые, а чаще всего золотые, по форме — крепкие, тяжелые, с резво выброшенной вперед ногой. Красный цвет — излюбленный: красная сбруя, красный средневековый кафтан на кучере, красное узорочье трав вокруг. С преобладанием красного расписаны и верхние главки, и рамки, и оборотная сторона прялки



Борокская роспись на прялке, Работа семьи Амосовых. Загорский музей-заповедник

... Мимо проплывал обрывистый берег Северной Двины, избы далекой деревеньки казались точно такими же, как и многие другие на Севере. А где-то, в саду или под яблонькой, или на широкой скамье у окна, сидела без малого столетняя старушка, чье искусство так ценили когда-то пряхи, любившие красоту. Безымянные прялки стояли в музеях, и на табличках не написано ни фамилии Амосовой, ни ее прозвища — Польникова, а только: «Северная Двина» и, может быть, еще: «Борок».

Несколько северодвинских прялок я привез в Москву, повесил у себя возле книг и не перестаю любоваться удивительной росписью. [...]



Борокская роспись. Работа Амосовых (слева). Нижнетоемская роспись. Работа В. Третьякова. Собрание автора


Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 12182 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]