Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
01:56
Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея

Книга: Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Редактор-составитель И. Я. Богуславская. - Ленинград: Издательство "Художник РСФСР", 1984, 312 с.





Русское народное искусство

в собрании Государственного Русского музея


© Богуславская И.Я.; 1984 г.

Среди произведений XIX в. в собрании музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет11. На притоке Двины — Верхней Уфтюге — оно сохранилось до наших дней. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску, Холмогорам и Архангельску. Немало тому способствовали и экономические особенности жизни края: процесс обезземеливания крестьян, вынуждавший их заниматься ремеслами, и активная ярмарочная торговля, главным центром которой был Великий Устюг.

Местные графические росписи XVIII—XIX вв. унаследовали характерные признаки этого искусства, сложившиеся еще в XVII в.: плоскостный характер росписей, прорисовку контуров, четко выделявшихся на светло-охристом, белом, иногда зеленом фоне; сочетание растительного узора с геометрическими мотивами кругов, треугольников, характерное начертание цветов типа крин, веерообразных листьев, округлых зубцов в изгибах ветвей. Сохранилась и традиционная цветовая гамма. Внутри контуров узор заполнялся желтой, красной, зеленой, иногда синей краской. Техника росписи также в основном не менялась: работали красками на яичном желтке по грунтовке.

Типовое единство позволило исследователям объединить эти росписи под общим названием северодвинских. Однако каждый из центров можно рассматривать и как отдельную школу графической росписи со своими неповторимыми стилистическими признаками.

Борецкая роспись отличается от пермогорской большей звучностью красок, особенно в конце XIX в., когда под фоны стали применять сусальное золото, а светлый фон приобрел особую белизну. Огнем загоралась на нем киноварь ветвей и полыхали красные кони, бьющие копытом в узорные рамки, окружавшие сцены праздничных катаний.

Искусство Борка представлено в музее, главным образом, прялочной росписью 1880—1920-х гг., исполнявшейся мастерами из семьи Амосовых (ил. 46), дугами 1870—1880-х гг.19 Их, по-видимому, также расписывали Амосовы, в частности, глава этой талантливой семьи живописцев Матвей Гаврилович. Дуга 1886 г. — образец работы этого мастера (ил.47). Роспись согласно местной традиции подчинена плоскости. Графические разделки появляются только в деталях. Роспись дуг показывает, что наряду с графическим стилем на Двине существовало и живописное направление, близкое по характеру к росписям Заонежья и Вятки, откуда в неурожайные годы приходили маляры расписывать избы.


Прялка. 1889. Борок Шенкурского у. Архангельской губ. Мастер из семьи Амосовых. Дерево, роспись по белому грунту. 92x25x54,5. Пост, в 1966 г. из экспедиции в Архангельскую обл. (Н.В.Тарановская, О.А.Почтенный). Р-2950


Дуга. 1886. Борок Шенкурского у. Архангельской губ. Мастер М.Г. Амосов (1830—1900-егг.). Дерево, резьба, роспись по белому грунту. 104x84x6,5. Пост, в 1964г. из экспедиции в Архангельскую обл. (Н.В.Тарановская, О.А.Почтенный). Р-2565

Дуга. XIX в. Район Северной Двины. Дерево, резьба, роспись по белому грунту, золочение. 123,5x93,5x5,5. Пост, в 1964г. из экспедиции в Архангельскую обл. (Н.В.Тарановская, О.А.Почтенный). Р-2566

Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 11818 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]