Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
01:59
Воронов В. Крестьянское искусство. - М., 1924



Книга: Воронов В. Крестьянское искусство. - М., Государственное издательство, 1924, 139 с.





Крестьянское искусство
© Воронов В.; 1924 г.

О Северо-Двинской росписи

Северо-двинская школа бытовой крестьянской росписи в своих главных технических приемах родственна и близка вологодской манере. Эта огромная северная школа имеет весьма широкое распространение и захватывает почти полный круг бытовых крестьянских памятников: прялки, лукошки, коробьи, укладки, ковши, коробейки, деревянные светцы, ендовы, чаши, салазки, колыбели, сундуки, круглые солоницы, ложки и другие, большие и малые предметы крестьянского обихода — являются объектами ее применения. Более детальный анализ ее позволяет установить несколько стилистических, ранних и поздних ее вариантов — верный признак широкого распространения и долговременного бытования.

Вся эта школа, хронологически вмещаемая в пределы XVIII и первой половины XIX века, содержит в себе наследственное развитие и продолжение тех художественных традиций, которые были отмечены в более древнем варианте вологодской росписи.



Прялка. Сцена деревенских посиделок. Северо-двинский район

Она также основана на условной красочной расцветке предварительного рисунка, и живописный мазок кистью, как конструирующий элемент живописи, не играет в ней никакой роли. Северо-двинская роспись в художественной основе своей остается расцвеченной графикой. Но внешний ее вид, по сравнению с вологодской манерой, получает существенные изменения. Декоративная экспрессия мощного контура исчезает. Рисунок развивается по реалистическому пути, становится более подвижным, гибким, дробным, иногда вялым, часто более метким, всегда более тонким (рис. 69). Обобщенная линия теряет максимальность и резкую выразительность декоративного приема. Соответственно новым мотивам жанрового характера, она принимает реалистический характер осторожного, несколько беспокойного и отрывистого штриха. Непрерывная протяженность вологодской синтетической линии исчезла.



69. Прялка расписная. Деталь. Северо-двинский район

Краски северо-двинской росписи по-прежнему немногочисленны, но несколько обогащаются новыми локализированными цветами, становятся более яркими, чаще чередуются вследствие более мелкого рисунка и появления более дробных участков расцветки (рис. 74); появляется красочная деталировка одежд, предметов обстановки, геометрического орнамента и пр. Красный, желтый и зеленый цвета исчерпывают ее основную гамму.



74. Прялка расписная. Деталь. Мотив птицы-сирин. Северо-двинский район

Резко изменяется масштаб изображений и сцен. Крупные рисунки вологодской росписи исчезают не только потому, что в сферу обслуживания северо-двинской росписи входят, в общем, более мелкие бытовые предметы; лопасти прялок и те же коробы попрежнему представляют значительные плоскости для украшения. Изменяется внутренний художественный подход к росписи, независимо от ее бытовых приложений: появляются, вместе с новыми жанровыми темами, склонности к миниатюре, к письму легкого и осторожного рисунка (рис. 71). Технически утончаются все художественные приемы. Более старые и законченные варианты северо-двинской росписи показывают нам весьма любопытные и зрелые художественные достижения крестьянских художников в области этой живописной миниатюры (рис. 72,73). Детально изображенные лица многих бытовых персонажей не достигают по своим размерам и одного сантиметра. В этом характерном изменении трактовки и масштаба бытовой крестьянской росписи можно отметить параллельность ее путей течению русского иконописного искусства. Северо-двинская роспись имеет себе аналогии в строгановских письмах русской иконописи.



71. Сундук расписной. Лицевая сторона. Мотив часовых. Северо-двинский район.




72. Прялка расписная. Деталь. Сцена чаепития. Северо-двинский район.




73. Прялка расписная. Деталь. Северо-двинский район.

Жанровые мотивы, как уже было указано, входят главным иконографическим элементом в северо- двинскую роспись. Своеобразная галерея народного жанра (посиделки, чаепитие, охота, ямщина, женский труд, сельские и домашние работы и пр.) располагается в общем строе северо-двинских расписных комбинаций или отдельными клеймами-картинами, или находится в непосредственной связи с тонкими узорами растительного характера; многочисленные бытовые сцены появляются и размещаются среди этих орнаментов на-ряду с более старыми символическими и геральдическими мотивами птиц-сиринов, львов и единорогов, петухов (рис. 76), коней и пр. Растительный орнамент довольно тонкого рисунка и однообразного порядка является постоянным элементом, который связывает в единое художественное целое содержание северо-двинской росписи (рис. 77). Этот законченный и устойчивый склад композиций в общем однообразно применяется ко всем разновидностям бытовых предметов крестьянского обихода. Некоторые перемещения в этом строе можно отметить лишь при более пристальном и детальном наблюдении над всеми разновидностями северо-двинской бытовой росписи; так, например, можно выделять некоторые своеобразные структуры росписи на более поздних бараках, определенный порядок тем на прялках и т. д..



76. Бурак берестяной. Деталь росписи. Мотив петуха. Северо-двинский район




77. Зыбка деревянная расписная. Боковая сторона. Мотив птицы-сирин. Северо-двинский район

Суммируя выводы приведенной характеристики северо-двинской школы крестьянской бытовой росписи, нужно сказать, что общее художественное впечатление, производимое ею, основывается на ритмичном чередовании малых красочных пятен, ярких и цельных, дающих звучную и пеструю узорчатость коврового характера. Элементы чистой изобразительности, многочисленные и постоянные, еще не освободились от традиционных и сложных пут орнаментики. Жанровые реалистические сцены, несмотря на свое большое внутреннее идейное значение, в общей архитектонике данной росписи играют подчиненное значение и должны рассматриваться как усложненные и своеобразные деформации орнамента, но не как самостоятельные и самодовлеющие картины. Принцип орнаментальной декорации не нарушен. Северо-двинская бытовая роспись сохраняет в себе древние восточные традиции богатого и тесного узора, укрывающего все поверхности бытовых предметов сплошным покровом (рис. 75). В этой изобильной и всесторонней украшенности предмета выражена одна из важных и главных особенностей крестьянского художественного вкуса..



75. Прялки расписные (варианты декорации). Северо-двинский район

Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 13442 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]