Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
01:38
Возрождение Борецкой росписи

Из книги: Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. VI. - Вологда "Легия", 1999. - 92 с.
VI выпуск альманаха «Известий ВОИСК» содержит материалы ежегодных областных краеведческих конференций школьников "Мир через культуру".  Читать онлайн



Чернявская Анастасия
Школа традиционной народной культуры, 7 класс, г. Вологда.
Руководитель - Чернявская Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования
Диплом III степени, 1998 год


Возрождение Борецкой росписи

В 1921 году известный искусствовед, собиратель и исследователь народного художественного творчества Василий Сергеевич Воронов организовал в Москве в Историческом музее выставку "Русское крестьянское искусство". Там, в частности, были представлены своеобразно расписанные предметы крестьянского быта с Северной Двины. С этого времени началось изучение борецких росписей, получивших название по месту бытования промысла.

Самыми известными художниками в конце XIX века была семья Матвея Гавриловича Амосова из деревни Скобели (пристань Борок) Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. В семье было шестеро детей: пять сыновей (Степан, Василий, Никифор, Матвей, Кузьма) и дочь Пелагея. Сыновья, когда выросли, разъехались по соседним селениям, распространив тем самым амосовское искусство борецкой росписи. Пелагея Матвеевна осталась в родной деревне Скобели и всю долгую жизнь продолжала дело отца.

Ярко расписанные предметы очень нравились жителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они иногда отправлялись к мастерице даже за 50 километров. Эстетические принципы борецкой росписи очень близки современному человеку. Это дает реальную возможность для ее возрождения и развития.

В 1994 году, Светлана Васильевна Чернявская изучила привезенные материалы экспедиций С. К. Жегаловой и О. В. Кругловой в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и восстановила приемы выполнения и технологию борецкой росписи.

Роспись на новых вещах приобрела иной вид. Она стала более свободной, легкой, отдельные мотивы более четкими. Борецкая роспись получила свое "второе рождение".

Роспись борецких прялок сверкает обилием позолоты, каждый листик орнамента выписан особенно тщательно. В борецкой росписи отражена жизнь русской деревни XIX века. Жанровые сцены произвольно вписывались в растительный орнамент. Отличительной чертой росписи борецкой прялки является деление ее на ровные участки: квадратики, прямоугольники, кружочки, которые как рамкой окружают отдельное изображение, заполненное зверями, птицами, растениями или геометрическими фигурами. Использование рисунка придавало орнаменту прялки графичность, но живописный характер не исчезал. Старые мастера создали бесчисленное разнообразие вариантов композиций. В каждый округлый выступ -"церковку" на вершине прялки и ножке ее - "сережках", вписан кружок, а в нем изображение.

Расписное поле делится на три яруса - "става". В верхнем - окошки с птичками ("став с окольцами"), в среднем - пышный куст в цветочном горшке ("став с древом"), в нижнем - поездка ("став с конем"). В центральной части орнамента располагается пышный цветок или цветущий сказочный куст в окружении ярких, тоже сказочных птиц.

Познакомившись с историей происхождения борецкой росписи и ее подлинниками, я в Вологодской школе традиционной народной культуры училась рисовать завиточки (элементы росписи), сначала карандашом на бумаге, а затем и кистью с краской. Добивалась уверенного карандашного рисунка завитков. Так как борецкая роспись графическая, поэтому четкость выполнения всего орнамента зависит от красивого и ровного выполнения каждого мазка росписи. С таблиц педагога я копировала элементы борецкой росписи в свой альбом, как азбуку, начиная с простых элементов. Запоминала основное правило борецкой росписи - раскладку по цвету. На нескольких несложных композициях последовательно наносила цвета красок, соответственно номера в таблице: (красный - 1; оранжевый - 2; краплак - 3; зеленый - 4; желтый - 5, обводка орнамента черным или темнокоричневым цветом - 6).

В настоящее время на основе собранных зарисовок элементов борецкой росписи составляю свои композиции сначала на мелких изделиях (ложках, солонках), затем на более сложных формах. При этом учитывается конфигурация изделия, в которую вписывается орнамент. Первые композиции выполняю на бумаге от начала до конца, а в дальнейшем составляю орнамент сразу на изделии. На современных изделиях мы наносим роспись на деревянную поверхность, используя крахмальный грунт.

За время обучения я попыталась расписать следующие изделия: ковши, чашки, ложки, разделочные доски, кони-каталки, вешалки, солонки. Принимала участие в выставках, конкурсах, ярмарках.

Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 11601 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]