Чажестрово: очерки о прошлом / А. И. Бутаков

Часовня
‹‹ Назад                            Содержание                           Далее ››

Для поддержания своих религиозных чувств и совершения необходимых обрядов в северной оконечности села Васильевского (дер. Верхнее Чажестрово) в поле крестьяне Чажестровского сельского общества в 1829 году поставили часовню [53]. Первая это была часовня или она построена взамен старой (обветшавшей), установить не удалось. Часовню освятили во имя Святителя Николая Чудотворца, который всегда был особо почитаем на Севере.

До крещения Руси одним из главных божеств русских людей был бог Волос. После крещения функции Волоса-Велеса усвоил его христианский заместитель – святитель Николай. Особо почитаем он был поморами. Никола – Морской бог так называли поморы святого Николая Чудотворца, которого считали покровителем мореплавания [54].

По представлениям поморов св. Николай являлся скорым помощником. В Устьянском правильнике, фрагменты которого опубликованы Б. В. Шергиным, имеется любопытное объяснение, почему Никола имеет титул (или прозвище) – Скорый помощник. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уж от Бога ты получишь милость. Но Николе вперед милость дана, то есть Николе «отпущен» от Бога как бы лимит. В этом смысле Никола, в отличие от других святых, уподобляется самому Спасителю [55]. Своим покровителем и защитником святителя Николая считают не только поморы, но и все путешествующие, рыбаки, охотники. В сознании многих людей святитель Николай выступает исцелителем, освободителем, водителем по водам «житейского моря», усмирителем бурь, напастей.

Что такое часовня? Часовня – это простейшее выражение храма, от церкви она отличается меньшими размерами и отсутствием алтаря. Само название связано с ЧАСАМИ – элементами суточной православной службы, которые велись по Часослову молитвенной книге, имевшейся в каждой часовне.

В словаре В. И. Даля дано следующее определение: «Часовня, часовенка – молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить Часы (не литургию); отдельное маленькое строение с иконами и лампадой» [56].

Строя часовню, крестьяне верили, что они строят дом, где не мистически, а реально будет обитать святой, во имя которого освящен храм.

Поскольку священника при часовнях иметь не полагалось, то позволительные для мирян службы – чтение Часов проводили в них сами крестьяне. Из крестьянской среды выбирали наиболее грамотного, уважаемого человека, обладающего хорошим голосом.

Постройка часовни вызывалась дальностью деревень от приходской церкви. Так, село Васильевское стояло от Пяндского приходского храма в восьми верстах. Строились также часовни по обетам в благодарность Богу за избавление от какоголибо несчастья или ради предотвращения беды в будущем. Часовня ставилась при деревне на пахотной деревенской земле, иногда даже в самой деревне, но чаще среди поля, на пустом месте меж деревень.

Служа некоторой заменой далекого храма, сельская часовня была не только местом одинокой молитвы. В определенные дни (раз или два в году) в этих часовнях устраивались общественные богослужения, возвещаемые призывом колоколов, которые висели на столбах – звонницах. Приглашался приходский священник, служился молебен. В часовне крестили младенцев, отпевали умерших [57]. Ставилась и содержалась часовня на деньги сельского общества и была его собственностью. Управлял часовней и ее имуществом часовенный староста.

В 1910 г. в Архангельской губернии работала Императорская археологическая комиссия из С.Петербурга, которая изучала и описывала все старые церковные сооружения. В данную комиссию входили профессионалы высшего класса, и ее решения относительно реконструкции и ценности старых построек были окончательными. Наряду со старыми церквями Шенкурского уезда ее заинтересовала Чажестровская часовня, рисунок (снимок) которой был помещен в книгу «Известия Археологической Комиссии», изданной в С.-Петербурге в 1911 году. В пояснении к рисунку сказано: «Рисунок часовни XVII в. в дер. Чарострово в Пяндском приходе, который воспроизведен с открытого письма, изданного Архангельским обществом изучения Русского Севера (№ 8). В литературе ни каких сведений об этой часовне не найдено» [58]. Вместе с тем в «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии», изданной в 1895 г., указано: «В селе Васильевском, в 8 верстах от приходского храма, стоит часовня во имя Николая Чудотворца, устроенная в 1829 году» [59].

Часовня во имя Николая Чудотворца. 1829 г.

В альбоме «Деревянное церковное строительство», изданном Архангельским областным музеем в 2010 г., на странице 110 помещен снимок этой же часовни с пояснением: «с. Васильевское, часовня во имя Николая Чудотворца (1829 г.)». Этот снимок сделан, Андреем Андреевичем Каретниковым, архангельским губернским архитектором в 1905-1908 гг. На оборотной стороне оригинала снимка стоит собственноручная надпись автора, что часовня построена в 1829 году.

При сравнительном визуальном анализе видно, что тот и другой снимки сделаны в одно и то же время. Можно предположить, что оба снимка сделал А. А. Каретников и передал один из них в «Общество изучения Русского Севера», членом которого он состоял, а Общество выпустило открытое письмо, на которое ссылается Императорская археологическая комиссия.

По мнению нынешних архангельских специалистов по реставрации памятников деревянного зодчества В. В. Колтовой и Н. Н. Уткина, разницу в датах можно объяснить тем, что сама часовня относится к типу строений XVII века, а звонница, скорее всего, построена позже, что в действительности часто практиковалось.

Учитывая высокий профессионализм членов Императорской комиссии, что признавал и А. А. Каретников, можно предположить, что часовня была создана по подобию ранее стоящей здесь часовни и представляла определенный интерес как памятник архитектуры XVII века.

Высокая островерхая клинчатая кровля с переломом над подвалом и широкими полицами придавала часовне прекрасный вид, который довершала изящно врезанная в острый клин кровли шейка с главкой.

На снимке видно, что она стояла на некотором возвышении и вход в нее осуществлялся по лестнице, закрытой от атмосферных осадков. Несомненно, что за состоянием часовни постоянно следили, подновляли, и в 80-летнем возрасте (судя по снимку) она выглядела очень прилично. Жители деревень свою часовню называли церковью.

Когда все вышеизложенное уже было проанализировано и написано, а материал по книге был передан в издательство, у автора появилась возможность в областном архиве ознакомиться с клировой ведомостью «О церкви Архангельской Епархии Шенкурского уезда четвертого Благочиния Пяндского прихода, состоящего в первом классе, за 1880 год». В этой ведомости отдельной статьёй говорится «О часовне Св. и Чудотворца Николая». Приводим её дословно.

«Часовня сия деревянная, шатровая, обшита тесом и окрашена, построена по благославлению Варнавы, Архипископа Холмогорского и Важского, в 1729 году в селении Васильевском, от приходской церкви в восьми верстах, при двух колоколах в 37 фунтов. Богослужение в ней в течение года совершатся первого и шестого декабря, 11 февраля, второго и девятого мая, третьего и 23 июня, шестого и 15 июля, 30 августа, четвертого и 19 октября. Доход от продажи свеч и кошельковых сумм поступает в приходскую церковь и записывается в приходо-расходной книге. Имущество Часовни подробно описано в Церковной описи 1875 г. и хранится в целости под наблюдением притча и Церковного старосты.

Часовня каждогодно посещается местным Благочинным.

Благочинный, священник Петр Видякин».

Эта выдержка дает нам право утверждать, что часовня впервые была построена в 1729, а не 1829 году. Третий колокол у часовни появился в 1886 году.

В начале 20-х годов прошлого столетия часовню закрыли, в 30-е годы использовали как склад для хранения зерна. Разобрали её в 1936 1937гг. По воспоминаниям В. А. Пьянкова (1928 г.р.), жители обеих деревень долго таили обиду на председателя колхоза «Красный путь» С. С. Митрофанова за то, что он дал команду на разборку часовни, а полученный материал пошел на строительство хлебопекарни в Березнике. На месте часовни сегодня стоит дом Геннадия Осиповича Ившина.

По воспоминаниям В.А. Пьянкова и З. К. Телюкиной после закрытия часовни крестьяне построили в поле у ручья рядом с Московским трактом совсем маленькую часовенку и там вели свои беседы с Богом.

Примечания

53. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск. 1895. С. 158.
54. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск. 1993. С. 16.
55. Там же. С. 17.
56. Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск. 2010. С. 262, 269.
57. Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 2. СПб. С. 50.
58. Известия Императорской Археолог. Комиссии. Вып. 41. СПб. 1911. С. 216, 217.
59. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск. 1895. С. 158.

     ‹‹ Назад                        Содержание                          Далее ››

Оставить комментарий