Чажестрово: очерки о прошлом / А. И. Бутаков

Обучение крестьян грамоте. Чажестровская школа
‹‹ Назад                            Содержание                           Далее ››

Нередко можно услышать мнение, что в дореволюционной России северные крестьяне были «темны» и сплошь неграмотны. Однако это не совсем так. Развитие торговых отношений с Западом через Архангельск, довольно широко существовавшая практика отходничества на заработки в город заметно сказывались на грамотности северных крестьян. Согласно переписи населения 1785 года, в Архангельской губернии (по различным округам) от 6 до 19% крестьянских дворов имели грамотных мужчин, что значительно выше, чем в других губерниях России.

В архивных документах нередко встречаются примеры, когда крестьяне несли службу целовальников, писарей – то есть требующих грамотности. Так, в Архангельском областном архиве нам удалось посмотреть учетные книги целовальников из Чажестрова Ивана Пьянкова и Федора Пономарева за 1739 год [110]. В 1617 г. на ям в Пянду для сбора пошлин с проплывающих с товарами по Северной Двине ямским целовальником был выбран Гришка Труфанов. Подобные выборы целовальников из грамотных крестьян проводились ежегодно.

Немаловажное значение на Севере играло и домашнее образование, когда грамотные крестьяне обучали своих и соседских детей.

Конкретные меры по более широкому обучению крестьянских детей грамоте стали приниматься с начала XIX века, когда начали создаваться школы (училища) Министерства народного просвещения, церковно-приходские училища и земские школы, которые содержались частично на средства сельских крестьянских обществ.

В 1841 г. для подготовки писарей в удельные конторы Шенкурского уезда во всех удельных приказах, в том числе и в Устьважском, были созданы сельские училища [111].

Вполне вероятно, что, закончив такое училище, исполняли должности писаря в Чажестровском сельском обществе в 1860 г.Васелей Третьяков, 1866 г.Иван Кириллов, 1885 г. Николай Третьяков, с 1900 по 1911 гг. М. Хандов.

В 1864 г. вышло «Положение о начальных народных училищах», согласно которому все желающие имели право получить образование. Обязанности школьного обучения в сельской местности государство в значительной мере возложило на церковь, стремясь таким образом повлиять на религиознонравственное воспитание подрастающего крестьянского поколения. По всей стране при сельских приходах стали открываться церковно-приходские школы (училища) начального образования, которые вскоре стали преобладающим типом школ для обучения крестьянских детей. В большинстве случаев это были одноклассные трехгодичные школы. Обучение вели местные священники, которых с 70-х годов XIX cтолетия стали заменять учителя. В школах преподавались: чтение, письмо, арифметика, духовное пение, закон божий; изучались основы географии и истории. С 1882 г. церковно-приходские школы начали получать пособие от государства.

К 1877 г. в Устьважской волости Шенкурского уезда (от Пянды до Конецгорья) работали 17 таких школ, в том числе две в Пяндском приходе (при каждой из церквей), к которому было приписано Чажестровское сельское общество. Долгое время школы в Пянде размещались в неприспособленных помещениях, и только в 1908 году для них было выстроено специальное здание [112]. С этого же года, в соответствии с законом, образование стало обязательным. К сожалению, земские и церковноприходские школы были малочисленны и не могли охватить всех крестьянских детей, да и не всех детей неграмотные родители отпускали на учебу, считая, что грамота не нужна в крестьянской работе; у некоторых детей просто не было обуви или необходимой одежды.

При всех своих недостатках церковно-приходские и земские школы (училища) сыграли положительную роль в деле повышения грамотности в деревне. Это видно по Чажестровскому сельскому обществу: здесь в 1885 г. более 30% домохозяев могли читать и писать, а в 1894 г. таких уже было около 40% (Михайло Хандов, Василий Шняков, Яков Ившин, Павел Третьяков, Сергей Колебакин, Егор, Иван, Григорий, Александр Бутаковы, Василей Третьяков, Николай Петров, Михайло Гашев, Ефим Кириллов, Михайло и Алексей Копосовы, Павел и Алексей Пьянковы, Николай Бобров, Василей Федоров Третьяков).

С установлением советской власти церковно-приходские и земские школы были закрыты и стали создаваться новые школы со своими программами обучения и с обязательным охватом всех детей школьного возраста. К 1930 году в Виноградовском районе работали 45 начальных школ, одна семилетняя и одна школа крестьянской молодежи.

Начальная школа в Верхнем Чажестрове (1929-1965 гг.) 1961 г.

Урок ведет Бутакова Татьяна Федотовна (1959 год).

В 1929 году в деревне Верхнее Чажестрово впервые открыли начальную школу. Ее разместили в двухэтажном деревянном жилом доме, в чьём – не удалось уточнить. Дом стоял по середине деревни, главным фасадом на реку. В школе было две учебные комнаты, в одной учились первый и третий классы (по колонкам), в другой – второй и четвертый. При школе находилась и жилая комната учителя.

Из-за ветхости существующего здания в 1965 г. школу перевели в помещение, расположенное «на угоре». В 1977 г. школа перенесена в поселок Первомайский.

В районном архиве сохранились два отчета в РОНО за 1931-1932 гг. из Чажестровской школы, составленные Е. Кичевой, которая себя называла «учащая школы». Из отчетов видно, что в 1931 г. в первой группе учились 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 11 лет, во второй группе – 8 мальчиков, 16 девочек в возрасте от 9 до 14 лет. В 1932 г. в школе обучались 44 ученика из Верхнего и Нижнего Чажестрова. Первоначально в школе был один учитель, затем два.

В соответствии с заключенным договором Чажестровская коммуна «Красный путь» помогала школе: детей бедняков обеспечивали обувью и одеждой, ежедневно проводилось чаепитие, но горячих завтраков (как в других школах) не было. По мнению Е. Кичевой, «местные организации, а также масса населения еще не повернулись лицом к школе» [113].

Учителями в школе работали:

  • Бороздин Георгий Афанасьевич – конец 1929 года.
  • Бутакова Татьяна Федотовна – 1935-1937 гг.; 1957-1968 гг.
  • Ситникова А. И. 1936 г.
  • Евстолия Алексеевна (фамилия не известна) – 1940 г.
  • Рудная Мария Дмитриевна – 1950-1977 гг.

Почти 50 лет Чажестровская начальная школа верой и правдой служила деревенкому обществу, став как бы первой ступенькой в мир знаний всем детям Верхнего и Нижнего Чажестрова, дав им крепкие знания и заложив в каждого лучшие человеческие качества, избавив детвору от необходимости ежедневно ходить за четыре-пять километров в Березник.

Сегодня все прожившие детские годы в Верхнем и Нижнем Чажестрове, уже в 60-85-летнем возрасте, с благодарностью вспоминают свою первую школу и своих учителей.

Примечания

110. ГААО. Ф. 1547. Оп. 1. Д. 11 «е». Л .1-15.
111. Кудрявин А. А. Краткие исторические заметки для Архангельской губернии и в частности для Шенкурского уезда.
112. Архангельские Епархиальные ведомости. № 19. Архангельск. 1908. С. 640, 641.
113. ВРА. Ф. 36. Оп. 1. Д. 7. Л. 22, 23.

     ‹‹ Назад                        Содержание                          Далее ››

Оставить комментарий