Речные и озёрные операции на Севере / К.И. Соколов-Страхов

Введение
                                       Содержание                         Далее ››

Каждый театр войны обладает политическими, экономическими и географическими особенностями, которые в значительной степени влияют не только на стратегию, но и на тактику военных действии. Например, если на некоторых участках нашего западного театра благодаря сравнительно густой сети путей сообщения, высокой плотности населения; равнинной открытой местности возможны действия массовой армии обеспеченной самыми усовершенствованными и могущественными орудиями борьбы, то на севере вследствие бездорожья, малолюдья, сплошных лесных пространств, суровых климатических условий массовая армия не может найти применения,  —  нужны специально подготовленные отряды, причем употребление современных технических средств борьбы будет сравнительно ограничено.

Кроме того, географические особенности на севере весьма оригинальны и характерны. В период гражданской войны в 1921 — 1922 гг. в Карелии наши войска, непривычные к борьбе в северной обстановке, встретились с рядом необычных в военной практике явлений. Выявилась необходимость наличия для борьбы в зимнее время хорошо подготовленных легких лыжных частей, искусных в чисто партизанских действиях, обнаружился ряд ярких недочётов в области обслуживания тыла, транспорта и санитарной службы, требовавших совершенно своеобразной подготовки. Потом в ходе кампании все эти недочеты были постепенно выправлены, изжиты, но все же далеко не полностью [1].

Богатый опыт кампании в Карелии проливает достаточный свет на условия и способы борьбы в первобытных лесах нашего далекого сурового севера в зимнее время; что же касается другой половины вопроса: как действовать на севере в условиях летнего времени,  —  мы на этот вопрос ответа из опыта кампании 1921 — 1922 гг. вовсе не получаем, и вынуждены обратиться к другой кампании, разыгранной двумя годами раньше, в 1918 — 1919 гг., в борьбе с международной интервенцией.

Можно смело сказать, что обе эти кампании — 1918 — 1919 гг. и 1921 —  1922 гг.  —  составляют как бы один общий военно-исторический этап, изучение которого позволяет выявить сравнительно полное представлений о том, как нужно воевать на севере, с какими задачами приходится сталкиваться там тактику и оператору.

Однако, приступая к исследованию боевых действий в интересующем нас районе, невольно ощущаешь трудности, связанные с таким предприятием. С фронтами Колчака, Деникина, Юденича, даже Дутова  —  много легче. Там выручает нас уже самое обилие военно-исторических исследований и научных статей. Борьба же на севере, несмотря на все своеобразие, оригинальность и военно-исторический интерес, не получила должного освещения ни в военной печати, ни в публичных докладах участников.

Незначительные материалы хранят и архивы. Вследствие этого работа в значительной степени затруднена.

I

Вдоль берегов Ледовитого океана и Белого моря имеется два важнейших пункта мирового значения, связанных железнодорожными путями с центром Республики: один — незамерзающий круглый год Мурманский порт, другой — Архангельский порт, замерзающий в течение 5 месяцев в году (см. схему 1).

Кругом холодная, неприветливая, почти безлюдная тундра. Железнодорожные линии пробуравливают густые таежные леса, поросшие на болотистом, вязком грунте, трудно проходимом порой даже для одиночных людей. Имеются на севере и грунтовые дороги, но они в таком отвратительном состоянии, что иногда крестьяне ездят летом на санях.

И в настоящее время дорожное дело на севере если и изменилось к лучшему, то в незначительной степени. «Старый ленинградский почтовый тракт (Архангельск — Ленинград) оказался заброшенным. Размокшая глинистая дорога в ужаснейшем состоянии, по которой крестьяне ездят летом на санях. 11 километров шли 13 часов, все время вытаскивая грузовики»,  —  сообщают участники опытного автопробега Москва — Архангельск в августе 1929 года [2].

Таким образом, дороги на нашем севере, очевидно, представляют и до сих пор большие трудности не только для автомобилей, но и для армейских частей  —  артиллерии, кавалерии и конского транспорта. Много селений на севере связаны с внешним миром только водными путями. Здесь  —  тысячи озер и сотни рек и речек. Многие из них используются для сплава леса и доставки продовольствия.

Само собой разумеется, что, с одной стороны, ужаснейшее состояние северных дорог редкая дорожная сеть, и с другой  —  богатство водных сообщений должно отразиться и на военном искусстве, на тактике военных действий. И действительно наиболее ярким фактом военных действий на севере был, несомненно, значительный размах боевых столкновений на реках и озерах. Разгадку этого явления следует видеть в том, что из четырех главнейших операционных направлений, ведущих в глубь страны, три совпали с водными системами [3].

Схема 1. Северный театр и сопредельные с ним районы.

Реки и озера давали исключительную возможность широкого развития маневренных действий, перевозки войск, огнеприпасов и продовольствия, служили хорошими посадочными площадками для гидропланов.

Таким образом, речные и озерные системы являлись факторами не только огромного военного, но и экономического значения и в значительной степени влияли на метод ведения войны.

Посмотрим же, какие тактические особенности были выявлены на опыте боевых действий на водных системах севера. Для этой задачи обратимся к рассмотрению двух операций — одной на Северной Двине, другой — на Онежском озере в 1919 г.

Примечания

1. См. К. И. Соколов-Страхов, Зимняя кампания в Карелии в 1921 — '1922 гг., Москва, 1927
2. См. «Красная звезда», № 199, 1929 г.
3. Из основных операционных направлений, использованных англичанами: Северодвинского, Архангельско-Вологодского и Мурманского, только одно — Архангельско-Вологодское — не совпало с какой-либо определенной водной системой. Из Финляндии важнейшее операционное направление, связывающее Сердоболь с Олонцом и Лодейным Полем, использованное финнами, участниками Олонецкого похода (десятая годовщина которого недавно отпразднована в Финляндии), также шло вдоль берега Ладожского озера.

                                     Содержание                          Далее ››

Оставить комментарий