Главная » Гражданская война » Статьи об интервенции

Лётчики Севера (1918-1919 гг.). Часть 2

Корабли союзников по Корабельному рукаву сначала подошли к Соломбале (чтобы было понятнее – они появились из-за левого обреза снимка), затем, миновав Мосеев остров, бросили якоря на городском рейде, напротив Соборной пристани.

Где в это время были летчики Славяно-Британского авиакорпуса, не знаю. Видимо, они прибыли в Архангельск на одном из военно-транспортных судов.

В городе начались торжества и парады.

Английские морские пехотинцы на Соборной площади.

Слабая попытка сопротивления союзникам была оказана на левом берегу Двины, на железнодорожной станции Исакогорка, но обороняющиеся были быстро смяты белогвардейскими частями, состоящими, в основном, из офицеров. Авиация применялась и там, но сколько самолетов действовало, занимались ли они только разведкой, или бросали бомбы, не знаю.

На одном англоязычном сайте прочитал, что Казаков с другими русскими летчиками как раз в то время, когда большевики начали атаковать, осматривал брошенные склады возле причалов Бакарицы. Добравшись до самолетов, он взлетел, и несколько раз атаковал, стараясь отбить атаки красных на позицию английских артиллеристов.

Верить ли этому, не знаю.

Когда возле здания вокзала был убит губернский военком Зенькович, оборонявшиеся дрогнули, решили, что сила солому ломит, и уехали на поезде в Обозерскую.

«…1 августа, узнав, что англичане готовят высадку в районе Архангельска, а городской гарнизон мал и ненадежен, он (Ленин) выдвинул идею срочно перебросить туда отряды бомбардировщиков и разбомбить английскую эскадру. На вполне резонные возражения, что от Архангельска до ближайшей авиабазы в Вологде почти 600 километров тайги и нет даже намека на аэродромы, он возмущенно воскликнул: «Но ведь есть же в Архангельской губернии деревни и поля, почему их не использовать как аэродромы?» Очевидная мысль о том, что аэропланы не могут воевать без горючего, боеприпасов, запчастей и техобслуживания, как-то не пришла ему в голову.

А.В. Сергеев, вызванный в качестве эксперта, с трудом отговорил Ленина от скоропалительного решения».

(М.Хайрулин и В.Кондратьев «Военлеты погибшей империи»)

На север из Петрограда по железной дороге были отправлены шесть гидропланов с летчиками и техниками. Назвали их Беломорским авиаотрядом.

Сразу после прибытия, командир этого отряда и один из летчиков на гидроплане перелетели к англичанам в район Обозерской.

(Прочитал об этом у Хайрулина и задумался - а как же они там сели? Озеро нашли?)

Полеты прекратили, всех отвели в тыл, начали проверять и перепроверять, короче говоря, когда отряд вернули на фронт, по Северной Двине уже шла шуга. А гидроплан с шуги взлетать не может.

Хайрулин пишет, что когда войска союзников были в Архангельске, туда сумели прибыть еще два летчика – капитан Белоусович и корнет Абрамович.

Самолеты в огромных складах на Бакарице все-таки нашлись, хотя большую часть военных грузов большевики успели вывезти. Нашли 18 «Сопвичей» и два «Нюпора». После ремонта можно было использовать 16 самолетов.

А вот когда возле Обозерской англичанами был устроен аэродром, тогда и прилетели туда 15 августа 1918 года летчики Славяно-Британского авиационного корпуса. Если верить Хайрулину, их было шесть человек: Козаков, Модрах, Шебалин, Коссовский, Кропинов и Свешников)

Кое-какую информацию о полетах русских летчиков нашел на одном странном русско-англоязычном сайте. Откуда они ее взяли, непонятно, ссылок нет.

«19 августа-Славяно-британский авиаотряд начал боевую работу - отправился на разведку для определения истинного положения своих войск. Английские и американские части плутали в незнакомой местности.

20 августа-Славяно-британский авиаотряд отправился на разведку для определения положения красных. Летал на Сопвиче летчик Кропинов и наблюдатель капрал Абрамович. Никого не обнаружили.

21 августа-Славяно-британский авиаотряд отправился на разведку для определения положения красных. Летали на Ньюпорах летчики Модрах и Шебалин. Обнаружили небольшие группы вооруженных людей.

22 августа-Славяно-британский авиаотряд отправился на разведку для определения положения красных. Летал летчик Кропинов с наблюдателем Абрамовичем. Обнаружили подводы и лагерь большевиков у разрушенного моста у реки Емца, а на станции Плесецкая отметили скопление войск и грузов. Сбросили бомбу и прокламации».

О летчиках Красной армии из книги Хайрулина и Кондратьева «Военлеты погибшей империи»:

«К тому времени в составе 6-й армии действовало уже несколько красных авиаподразделений. Самой надежной считалась Костромская авиагруппа (10 самолетов, в основном – «Фарманов-30» и «Сопвичей»), состоявшая из двух отрядов, почти целиком укомплектованных коммунистами. В конце августа она прибыла на фронтовой аэродром у станции Плесецкая.

31 августа летчик 1-го отряда Костромской авиагруппы Лавров с летнабом Малиновским совершил на «Сопвиче» первый боевой вылет. А уже 2 сентября авиагруппа понесла первую потерю. «Фарман-30» летчика Кудрявцева и летнаба Малиновского во время бомбардировки станции Холмогорская попал под пулеметный огонь с земли. Был прострелен винт и радиатор двигателя. На обратном пути вода из радиатора вытекла, и мотор заглох. Кудрявцеву пришлось сажать машину прямо на полотно железной дороги, так как во все стороны насколько хватало глаз, простиралась тайга. Рельсы и шпалы – не самая лучшая посадочная площадка: аэроплан был разбит, но экипаж, как говорится, отделался легким испугом.

15 сентября «Сопвич» пилота Лаврова и летнаба Скробука был подбит зенитным огнем над станцией Обозерская. И снова летчику пришлось спланировать на железнодорожные пути. Позднее в «боевом журнале» отряда появилась запись: «К месту падения самолета бежали белогвардейцы с винтовками наперевес. По ним был открыт огонь из пулемета, вследствие чего они залегли в цепь. Захватив пулемет, барограф и три обоймы патрон мы бросились бежать вглубь леса на восток. С наступлением темноты вышли на полотно ж/д в районе 461 версты и дошли до нашего секрета у 458 версты».

Что интересно, почти все, живущие южнее Ярославля считают, что лес на севере называется тайгой. Нет у нас тайги! Тайга в Сибири, а на Севере – лес!

Кстати, похоже, именно самолет Лаврова был снят американцами, уже начавшими воевать в районе Обозерской. Судя по пояснительному тексту, первые потери американцы понесли именно во время этого боя, т.е. за летчиком и наблюдателем гнались не белогвардейцы, а американцы. Видимо, очереди из снятого с самолета «Льюиса», кого-то из американцев, все-таки, зацепили.

В середине сентября был сформирован второй русский отряд, командовать которым стал капитан Белоусович. Его сразу перебросили на Северную Двину, на аэродром возле Двинского Березника. Через несколько дней туда перелетел и отряд Казакова. На аэродроме возле Обозерской остались только англичане.

(синим цветом отмечены села, далее которых союзники в 1918 году не смогли продвинуться)

А вот этот отрывок из книги Хайрулина и Кондратьева вызвал у меня недоумение.

«20 октября 6-я армия нанесла мощный фланговый удар на «железнодорожном» фронте, отрезав от основных сил английскую пехотную колонну полковника Хэгглтона. На поддержку попавших в беду союзников срочно перебросили отряд Козакова. Не без труда отыскав скрывавшихся в лесах англичан, летчики приземлились в их расположении. О нормальной работе авиации в этих условиях не могло быть и речи. Теснимые со всех сторон английские солдаты и русские летчики укрепились в Сийском женском монастыре. Укрывшись вместе с самолетами за древними каменными стенами, «спешенные» авиаторы две недели отбивали атаки красноармейцев. Когда в позициях красных наметилась брешь, «славяно-британцы» вышли из окружения и почти без потерь пробились к своим. Самолеты, правда, пришлось несколько верст катить вручную, но ни одна машина не попала в руки противника. Козаков за эту операцию был награжден британским офицерским орденом D.S.O. (Distinguished Service Order – «За отличную службу»)».

Во-первых, Антониево-Сийский монастырь всегда был мужским монастырем, а не женским, и стен там отродясь не было. Ограда была, а не стена.

Во-вторых, монастырь находится на полуострове, и ширина перешейка в самом широком месте не более двухсот метров. Какая такая брешь может «наметиться» в такой позиции? Тут бреши быть не может. Из этой мышеловки можно уйти только тогда, когда те, кто занял перешеек, сами уйдут.

В-третьих, я про этот двухнедельный бой узнал только из книги Хайрулина, и был сильно удивлен. Что-то не слышал я об этом. Рядом с монастырем находятся две большие деревни, и если бы что-нибудь подобное было, так уж знали бы все.

В-четвертых, никакого "мощного флангового удара на «железнодорожном» фронте" 20 октября не было. Первое наступление большевики начали в ноябре, и не на железной дороге, а на Двине (известная атака на Тулгас).

На Железнодорожном фронте и флангов-то не было. Там двести метров влево - двести метров вправо, уже и войск-то не было, лес и болото.

И кто такой полковник Хэгглтон? Айронсайд, например, это имя вообще не упоминает.

Может, и было что-то похожее, но не здесь, и не так.

Как в анекдоте - не пятьсот, а сто рублей, и не выиграл, а проиграл…

Через Двинской Березник проходила дорога из Архангельска в Вологду. Сейчас это трасса М-8 (Москва-Архангельск). Все автобусы, проходящие через Березник, обязательно делают остановку на автостанции, минут на 20-30. Можно чаю выпить, в туалет сходить. До Двины далековато, если прямо по дороге, что идет через луг, так почти километр будет.

Само село и дорога на небольшом возвышении. За селом место заболоченное. Если и можно было устроить аэродром возле села девяносто лет назад, так только на большом лугу, что находится между селом и Северной Двиной.

На аэродроме в Двинском Березнике русские летчики обосновывались обстоятельно. Американцы построили просторные ангары для самолетов, склады для запчастей и горючего, дома для летчиков и техников.

Бои продолжались до поздней осени.

О боях в ноябре 1918 года за село Тулгас Александр Самойло в своей книге «Поучительный урок» писал:

«Интервенты бросили в бой свою авиацию, которая обстреливала наши корабли и войска. 11 ноября наши противосамолетные орудия, находившиеся на пароходах, сбили неприятельский самолет. На другой день был сбит еще один самолет, спланировавший на одну из лесных полян».

Что это были за самолеты, какова судьба летчиков, про это Самойло ничего не написал.

Видимо, речь идет о самолете капитана Коссовского и о самолете англичан.

Из книги Хайрулина и Кондратьева «Военлеты погибшей империи»:

«12 ноября при очередном таком налете «Сопвич» капитана Коссовского был сбит прямым попаданием зенитного снаряда, выпущенного с парохода «Павлин Виноградов». Вот как описывает этот эпизод очевидец с советской стороны Е.И. Татарченко, занимавший тогда пост начальника Авиаотдела Штаба Командующего всеми вооруженными силами Архангельского района:

«Разорвавшийся снаряд окутал весь аппарат, который, вздрогнув, зашатался, как раненая птица... На мгновение наступила жуткая тишина. Стих беспрерывный рокот мотора. Точно по команде смолкла артиллерия. С затаенным дыханием все смотрели, как подбитый самолет накренился, как перешел в „штопор", как у него сначала вывалилась одна стойка, потом другая, как стало отламываться левое крыло...

Совершенно неожиданно, каким-то чудом летчик остался жив. Самолет падал прямо в Двину. Так что летчикам предстояло если не разбиться, то утонуть. Но благодаря сравнительно небольшой высоте и удачному амортизирующему удару правым крылом об воду, летчик отделался легким потрясением и ледяной ванной. Сильным ударом его выкинуло из пилотской кабинки в воду, откуда он через секунду всплыл и был захвачен в плен. Наблюдателю же (корнету Абрамовичу. – Прим. авт.) не повезло – осколком ему разбило череп

…Коссовского долго допрашивали, но, несмотря на то, что он дал красной разведке немало ценных сведений, «чудесное» спасение закончилось для капитана трагично. «Вытянув» из пленного летчика все, что он знал о белой армии севера и о Славяно-Британском авиакорпусе, его этапировали в Вологду и там расстреляли по приговору местного ревтребунала

Спустя всего два дня после гибели «Сопвича» винтовочная пуля с земли остановила мотор «Ариэйта» с английским экипажем. Летчик сумел отыскать пригодную для посадки поляну в лесу и благополучно приземлился на территории красных. Больше всего на свете опасаясь плена, англичане бежали сразу, не став, вопреки приказу, сжигать аппарат, чтобы дымом не привлечь погоню. Четыре дня они блуждали по бурелому, прежде чем голодные и обмороженные вышли на позиции союзных войск. Самолет же был найден и отправлен для изучения в Москву. Особый интерес у советских авиаторов вызвала новая портативная радиостанция, стоявшая на английской машине».

В середине ноября Северная Двина стала покрываться льдом, и боевые действия на реке закончились. Линия фронта стабилизировалась. Все, и красные, и белые, и союзники не имели никакого желания начинать крупномасштабные боевые действия зимой.

Подходы к Двинскому Березнику прикрывали блокгаузы, сложенные из толстых бревен, с узкими амбразурами, и колючая проволока в несколько рядов.

Американцы фотографировали друг друга в своих зимних одеждах и посылали фотокарточки домой.

Самолеты продолжали летать, но, в основном, для передачи срочных сообщений в Архангельск, или для разведки.

Архангельск, 6 марта 1919 года. Аэродром неподалеку от Александро-Невских казарм. Летчика Шебалин полетел в Двинской Березник.

Двинской Березник потихоньку утопал в снегах, а летчики ждали весну, и надеялись, что в 1919 год власти большевиков придет конец.

Еще две фотографии из биографического словаря Н.А.Макарова.

Красный военлет Слепян на самолете «Ньюпор» (Железнодорожный фронт, станция Плесецкая, январь 1919 года).

А это, если верить подписи в словаре Макарова, самолет, якобы сбитый красными военлетами Слепяном и Дьячковым в 1919 году.

Вряд ли можно этому верить, потому что все книги Макарова о гражданской войне на Севере не что иное, как обычная компиляция книг и статей, напечатанных в советское время.

Хайрулин и Кондратьев в своей книге писали, что достоверных сведений о том, что английские и русские летчики теряли свои самолеты в ходе воздушных боев с красными летчиками, нет.

Да и термин «сбитый» к этому самолету не подходит, скорее «скапотировавший». Самолет приземлился на своем аэродроме, т.к. ангары на заднем плане американские, но приземлился неудачно, и почему автор словаря считает, что он был «сбит», мне неведомо.

Здесь написано о красном военлете Сергее Федоровиче Смирнове, дескать, белогвардейцы называли его «красным дьяволом».

Хайрулин и Кондратьев пишут, что в документах Славяно-Британского авиакорпуса не то что прозвище «красный дьявол», но даже фамилия Смирнова не упоминается,

А как он из «Маузера» палил по двум самолетам с пулеметами, это, вообще, песня!

«А когда возвращался на свой аэродром, его встретили 2 вражеских лётчика. Казалось, что единственный выход - уйти в облака. Но Смирнов, по существу, на безоружном самолёте, принял бой. Отстреливался из "Маузера". Удалось благополучно уйти.

Командир отряда крепко отчитал своего подчинённого:

- С пистолетом - против 4-х пулемётов!

- Снизу наши бойцы смотрели, не мог же я в кусты? - отвечал Смирнов. - Подумают: трус!»

Интересно, кем это было написано, и в какие годы?

© vaga_land

Читай также...

Категория: Статьи об интервенции | Добавил: admin (07.03.2013)
Просмотров: 12237 | Рейтинг: 0.0/0



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]