Приветствуем Вас, Гость

Тайны забытой войны - Статьи об интервенции - Гражданская война - Двиноважье

Александр Широкорад

** Тайны забытой войны **

О Гражданской войне сейчас пишут мало. Однако опыт действий советской и британской флотилий на Северной Двине не утратил своей актуальности.

Северная Двина служила главной транспортной артерией Руси еще со времен Господина Великого Новгорода.

В бассейне Северной Двины отсутствовали железные и шоссейные дороги, и было крайне мало гужевых дорог, поэтому река являлась главным и практически единственным путем в крае. В 1906 г. на Северной Двине плавало 239 паровых судов и 1507 непаровых. Данных на 1918 г. найти не удалось, но можно смело увеличить эти цифры в полтора раза.

Основные типы судов, плававшие по реке, — небольшие буксирные колесные пароходы длиной в 36–58 м.

Имелись на Северной Двине и пассажирские пароходы американского типа длиной до 76 м, с двухярусными надстройками. Один из них, «Гоголь», до сих пор возит туристов по Северной Двине.

Уже весной 1918 г. в Архангельск и Мурманск пришли боевые корабли Англии, Франции и США с десантами морской пехоты якобы для охраны военных запасов в этих портах от вторжения немцев и белофиннов.

Разумеется, не было дыма без огня. Действительно, в конце апреля 1918 г. крупный отряд белофиннов на лыжах двинулся к порту Печенга. По просьбе Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов английский адмирал Кемп приказал посадить отряд русских красногвардейцев на крейсер «Кохран».

3 мая «Кохран» прибыл в Печенгу, где высадил красногвардейцев. В помощь им капитан крейсера Фарм направил отряд английских матросов под командованием капитана 2 ранга Скотта.

Первое нападение на Печенгу было произведено финнами 10 мая. Основные же силы финнов атаковали союзников 12 мая. Однако совместными усилиями английским матросам и красногвардейцам (в большинстве своем матросам с крейсера «Аскольд») удалось рассеять и отогнать финнов.

Сотрудничество Советов и Антанты на Севере продолжалось недолго. В итоге в августе 1918 г. где мирным путем, а где после небольших перестрелок власть на Севере перешла в руки противников советской власти, поддерживаемых англичанами.

2 августа 1918 г. в Архангельске было создано Верховное управление Северной области. Правительство представляло собой коалицию эсеров, народных социалистов и кадетов. Председателем его стал известный еще с 70-х годов XIX века народник, а с 1904 г. эсер И. В. Чайковский (1850–1926). Между прочим, после разгрома революционной организации «чайковцев» Чайковский в 1874 г. эмигрировал в Англию и только в 1906 г. вернулся в Россию. 28 сентября это правительство было расформировано и получило название «Временное правительство Северной области» во главе с тем же Чайковским.

Осенью 1918 г. союзники высадили в Архангельске две английские пехотные бригады, полк американской пехоты и французский батальон.

Англичане начали формирование Славяно-британского легиона и Мурманской добровольческой армии, но сумели завербовать туда не более 4,5 тыс. человек, в основном офицеров бывшей царской армии.

Еще 2 августа 1918 г. большевики и часть матросов бывшей флотилии Северного Ледовитого океана увели из Архангельска большую часть речных пароходов (до 50 вымпелов). Проходя через населенные пункты на реке (Холмогоры, Емецкое, Двинский Березник), большевики забирали с собой все стоявшие там пароходы и баржи.

В устье реки Ваги были оставлены один буксир, вооруженный тремя пулеметами, и 22 человека команды. Все остальные суда 5 августа в 11 часов утра пришли в город Котлас, находящийся в 625 верстах от Архангельска.

В Котласе под руководством бывшего заместителя архангельского губисполкома Павлина Виноградова началось создание красной Северодвинской флотилии. Первоначально (6–7 августа) были вооружены три парохода.

В свою очередь, и англичане осознали стратегическую важность Северной Двины. Именно по Северной Двине интервенты планировали дойти до Котласа. Железной дороги там не было. Ну а в Котласе была железная дорога, идущая на Вятку и далее на Урал. В Котласе англичане предполагали соединиться с войсками Колчака, а затем по Сухоне выйти к Вологде. Для этого, естественно, нужна была мощная речная флотилия.

Суда Северодвинской флотилии в Великом Устюге перед отправкой на фронт 21 апреля 1919 г.

В Архангельске с британского крейсера «Аттентив» были сняты несколько 12-фунтовых (76-мм) орудий, и ими вооружили пароходы «Адвокат» и «Городок» (по одной пушке на каждый). Кроме того, тремя 12-фунтовыми пушками вооружили несамоходную баржу, и на ее палубу подняли два поплавковых гидросамолета «Фэйри».

10 августа канонерки «Адвокат» и «Городок», взяв на буксир баржу, вышли из Архангельска вверх по Двине.

7 августа суда красного отряда под командованием Павлина Виноградова вышли из Котласа и направились вниз навстречу союзному отряду.

У Березника, в устье реки Ваги, произошел первый бой.

Командующий войсками Северо-Восточного участка М. С. Кедров на радостях телеграфировал Ленину: «Наш отряд судов под командой товарища председателя Архангельского губисполкома Павлина Виноградова встретился с превосходящими силами противника в устье Ваги и нанес противнику поражение. Из пяти неприятельских судов судно «Заря» взято нами в плен со всеми припасами и грузами и четырьмя пулеметами».

Вождь собственноручно написал на телеграмме: «В печать. Крупная победа над англичанами и белогвардейской сволочью».

На самом деле пароход «Заря», выбросившийся на берег, был обнаружен красными еще до боя в 15 км от устья Ваги. Потерь в судовом составе у союзников не было. Имелось несколько раненых, в том числе и майор Рингуи.

12 августа к судам союзников, стоявшим у села Березник, подошли канонерки «Адвокат» и «Городок» с баржой с гидросамолетами. Союзники двинулись вверх по Двине, не встречая сопротивления. Вылетевшие на разведку самолеты «Фэйри» не обнаружили судов противника. Так что Павлин Виноградов и Кедров «крупно» надули товарища Ленина.

В конце августа — начале сентября англичане вооружили в Архангельске еще два парохода — «Разлив» (две 12-фунтовые пушки) и «Опыт» (три 77-мм пушки Шкода и одна 120-мм гаубица). Четыре моторных катера вооружили 37-мм и 40-мм автоматическими пушками и пулеметами.

К этому времени из Англии в Архангельск пришли два монитора: М-23 и М-25.

28 августа монитор М-25 пошел вверх по реке на разведку и попал под сильный обстрел. Монитор почти не имел снарядов, так как большая часть боевого запаса была свезена на берег, чтобы уменьшить осадку. Тем не менее ему удалось заставить замолчать батарею красных, потеряв при этом четырех человек убитыми и семерых ранеными.

Мониторы плохо слушались руля, управлять ими вообще было делом нелегким, и М-25 в этом отношении не был исключением. Управлять же монитором на стремительном течении Двины, покрытой островками и отмелями, к тому же в густом тумане было исключительно трудно. Ранним утром 14 сентября, не доходя двух миль до Чамово, с флотилии увидели стоящую у берега канонерку красных «Могучий». На «Могучем» тоже заметили противника, немедленно отдали швартовы, и корабль стал быстро уходить, имея преимущество в ходе перед судами союзной флотилии. Однако два попадания 83-мм снарядов, выпущенных с монитора М-25, заставили «Могучий» остановиться. Он начал тонуть, команда попрыгала за борт. 18 человек команды «Могучего» погибли, семеро были подняты из воды союзниками, а пятерым удалось доплыть до берега и скрыться.

В начале сентября красные расположили у Чамово артиллерию и пехотное прикрытие, командовал засадой сам Павлин Виноградов. Первые стычки состоялись еще до начала генерального наступления союзников. 8 сентября показались четыре союзных судна. Красная батарея открыла огонь, союзники немедленно ответили. Одним из первых снарядов были убиты Павлин Виноградов и красноармеец Фомичев. Красные отступили.

После боя у Чамово союзники двинулись дальше вверх по течению.

Большевики из Петрограда непрерывно слали в Котлас отряды моряков и вооружение. В 10-х числах сентября в Котлас было доставлено 200 мин обр. 1908 г. 15 сентября в Котлас по железной дороге прибыли морские орудия: два 120/45-мм, четыре 102/60-мм, пять 75/50-мм и один 40-мм зенитный автомат Виккерса.

Началось вооружение судов флотилии.

Канонерская лодка «Мурман» (с 22 сентября 1918 г. «Павлин Виноградов») построена в 1906 г. в Коломне. Длина 59,13 м, ширина 8,23/17,1 м, осадка 1,24 м. Машина компаунд мощностью 540 л. с. Скорость 10 узлов.

Канонерская лодка «Какстон», построена в 1905 г. в Англии. Длина 39,62 м, ширина 5,73/10,4 м, осадка 1,52 м. Машина компаунд мощностью 360 л. с. Скорость 9 узлов. Вооружение: две 75/50-мм пушки и два пулемета.

Канонерская лодка «Какстон»

Кроме того, две железные баржи грузоподъемностью в 5000 пудов были обращены в плавбатареи и вооружены двумя 102/60-мм пушками каждая.

3 сентября в Котлас прибыло три гидросамолета М-9, образовавшие морской отряд.

К 11 ноября в Котлас прибыл 3-й морской отряд (три М-9), Беломорский отряд (три М-9) и отряд истребителей (три типа «Дукс» и четыре типа «Ньюпор»).

16 сентября монитор, поддерживаемый огнем английской пехоты, оборонявшей Чамово, обнаружил и потопил красную канонерскую лодку. На самом деле это был пароход «Дедушка», перевозивший оружие и продовольствие для красных частей.

Затем флотилия союзников пошла вверх по течению, и вдруг на головном пароходе заметили мины. Это было минное заграждение, поставленное в ночь на 16 сентября пароходом «Котлас». Руководил постановкой мин лично новый командующий флотилией К.И Пронский. Тем не менее мины были поставлены халтурно — слишком мелко и были заметны издали.

Капитан 1 ранга Альтхэм на моторном катере обогнал флотилию и увидел мины. Одна из них плавала на поверхности. В тот момент, когда все было готово, чтобы ее расстрелять, машины катера застопорились, и его течением понесло прямо на рога мины. Взрывом катеру оторвало корму и убило двух членов команды. Альтхэм каким-то чудом уцелел, отделавшись ушибами и разорванной одеждой.

В ночь на 17 сентября красные поставили второе минное заграждение у деревни Троица. В обоих случаях ставились шаровые мины обр. 1908 г. Однако Альтхэм из нескольких малых пароходов и катеров организовал партию траления, которая до конца сентября уничтожила 24 мины, протралив фарватер до села Пучуга, то есть на 50 миль выше Березника.

18 сентября красные части закрепились на берегах Двины у деревни Нижняя Тайма. 25 сентября канонерки «Павлин Виноградов», «Какстон» и плавбатареи № 1 и № 2, буксируемые пароходами «Чернопенье» и «Нагорный», прибыли на фронт. Пароход «Богатырь» был отправлен для перевооружения в Котлас.

Замерзание Северной Двины обычно происходило между 15 октября и 5 ноября. Поэтому осторожные лорды британского Адмиралтейства отдали приказ союзной флотилии заблаговременно уйти в Архангельск.

7 октября союзная флотилия ушла с фронта. Перед этим Альтхэм приказал свезти на берег часть орудий с прислугой и разместить их в районе Березника.

Ободренные уходом вражеской флотилии, красные части атаковали позиции союзников и после упорных четырехдневных боев заняли район Борки — Городок.

К началу навигации 1919 г. англичане сформировали на Северной Двине сравнительно мощную флотилию из судов специальной постройки. Первоначально в состав союзной флотилии входили четыре речные канонерские лодки: «Кокчафер» («Cockchafer»), «Сайкала» («Cicala»), «Крикет» («Cricket») и «Глоуорм» («Glowworm»), а также два монитора: М-23 и М-25. Все перечисленные суда перешли в Архангельск еще осенью 1918 г. и в начале 1919 г. появились на фронте, участвуя в боевых операциях под начальством командора Грина (Green). В начале июня 1919 г. к союзной флотилии присоединились пришедшие из Англии мониторы «Хамбер» («Humber»), М-26, М-27, М-31 и М-33.

Мониторы М-23, М-25 и М-26 постройки 1915 г. были вооружены одной 83-мм, одной 76-мм и двумя 37-мм пушками, более мощные мониторы М-31 и М-32 — двумя 152-мм и одним 76-мм орудиями, а монитор «Хамбер» — двумя 152/50-мм, двумя 120/18-мм пушками и четырьмя зенитными автоматами Виккерс.

Небронированные канонерские лодки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм» были построены в 1915–1916 гг. Их скорость составляла 14 узлов, а вооружение — две 152/45-мм и две 76-мм пушки.

Как видим, англичане собрали на Северной Двине свои самые современные речные суда.

В 1919 г. боевые действия на Северной Двине начались 1 мая, когда канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» под прикрытием плавбатареи «Москва» атаковали позиции англичан и белых у деревни Кургомень.

Экипаж канонерской лодки «Павлин Виноградов»

2 мая в районе боевых действий появились первые суда союзников.

Союзная авиация ежедневно производила разведывательные полеты, попутно сбрасывая бомбы на суда Северодвинской флотилии. В ночь с 6 на 7 мая минный заградитель «Свердлов» поставил минное заграждение поперек Двины от устья реки Нюмы к мысу Троица.

18 мая союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм», а также береговая батарея Кургоменской позиции открыли интенсивный огонь по укреплениям красных у Тулгаса. Вскоре в наступление перешли и сухопутные части союзников.

Суда Северодвинской флотилии открыли огонь по союзной флотилии и наступавшей пехоте. От огня английской артиллерии запылали деревни Тулгас, Бор и Труфановская. Пехота союзников выбила красных из деревень Карповка, Больцая и Труфановская.

К 22 часам 18 мая красные войска совершенно очистили тулгасскую укрепленную позицию союзников.

19 мая, в 5 ч. 30 мин., суда союзной флотилии, поднимаясь в строе пеленга от мыса Кургомень, открыли огонь по судам красной флотилии, сосредоточив огонь на плавбатарее «Москва» и ее буксире «Арнгольд». Канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» спустились до деревни Троица и своим огнем отогнали две головные канонерки союзников, нанеся им повреждения и вызвав на одной из них пожар. Флотилия союзников, отойдя за пределы досягаемости огня артиллерии канонерок Северодвинской флотилии, поддерживала интенсивный огонь по плавбатареям «Москва» и «Туркестан» и по красным канонеркам.

В 6 ч. 15 мин. союзники стали засыпать снарядами плавбатарею «Москва» и буксир «Арнгольд», пробив несколькими снарядами борт последнего и разбив его правое гребное колесо.

Плавбатареям был отдан приказ отступать вверх по Двине к селу Яковлевскому, что и было выполнено под прикрытием канонерок «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт».

Увидев отход судов Северодвинской флотилии, красноармейцы бросили свои позиции и отошли к деревням Зарядье и Яковлевское.

Однако британское командование, верно оценив боевую мощь красной флотилии, не решилось идти ва-банк и рисковать своими кораблями. В итоге дальнейшие боевые действия обеих флотилий вплоть до 19 июля носили характер позиционной войны с почти ежедневными выходами судов на позиции и артиллерийскими дуэлями на дистанциях, близких к предельным (с учетом особенностей местности). Особых успехов такие дуэли не принесли ни той ни другой стороне.

В начале июня была усилена огневая мощь плавбатареей Северодвинской флотилии. На плавбатарее «Москва» заменили две 120/45-мм пушки на две 152/45-мм пушки. Кроме того, на фронт прибыла плавбатарея № 6 «Венгрия», оснащенная двумя новейшими 130/55-мм пушками.

19 июня в 20 часов береговая и корабельная артиллерия союзников начала массированный артобстрел позиций красных. На следующий день в 14 часов суда союзников стали подниматься вверх по реке. Первыми шли канонерки «Кокчафер» и «Глоуорм», за ними шли мониторы М-27, М-33 и «Хамбер». Однако вскоре они попали под сосредоточенный огонь орудий советских плавбатарей, корректируемый с берегового наблюдательного пункта. Английские корабли были вынуждены отойти.

В 21 ч. 40 мин. флотилия союзников вернулась в базу. Одновременно четыре английских аэроплана DH.9 атаковали суда и батареи красных.

Одна из 250-фунтовых бомб попала в корму плавбатареи № 5 «Канск», вызвав пожар, в результате которого произошла детонация снарядов. Команда сразу же попрыгала за борт и благополучно добралась до берега. «Канск» отбуксировали к берегу, а позже, при отходе флотилии, плавбатарея была взорвана у острова Селец.

Попав под огонь британских кораблей, канонерские лодки красных начали отход. При этом у острова Селец они поставили минное заграждение. Всего в ходе боя 20 июня на судах Северодвинской флотилии было убито 10 человек и ранено 23.

В июле 1919 г. для Северодвинской флотилии в Петрограде начали вооружать 203-мм пушками две баржи, которые собирались перевести на Северную Двину по системе каналов.

203-мм орудие на плавбатарее «Москва»

8 июля красные пехотные части перешли в наступление по правому берегу и ненадолго заняли деревню Сельменга. Поводом к наступлению стал переход к красным 126 перебежчиков, сообщивших о волнениях в британском полку.

Красная пехота атаковала русские белые части у деревни Троица и заставила их отступить в лес, находившийся между Троицей и рекой Сельменгой. На следующее утро белые и англичане начали совместную атаку, и красным пришлось оставить позиции и ретироваться на дальний берег Сельменги.

По советским источникам, «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка «Крикет» получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи- мастерской, чтобы спастись от затопления. На канлодке «Сайкала» вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Положение англичан было критическое, вследствие неприбытия подкреплений сухопутных войск, и лишь четырехкратные обстрелы нашей флотилии и нашего расположения мониторами, при содействии авиации и особенно 6-дюймовой артиллерии британской канлодки «Гумбер», позволили неприятелю отбить все наши атаки».

14 июля в ходе очередного налета союзной авиации ружейно-пулеметным огнем с посыльного судна «Некрасов» был сбит английский гидросамолет «Фэйри-IIIВ». Самолет сел на воду, а его экипаж — летчик Маршалл и наблюдатель Лаксдоун — бежал в лес. Позже их выдали красноармейцам местные крестьяне.

В начале августа союзники начали новое наступление на левом берегу Двины — по речке Нюма и лесным просекам на деревню Чудиново, а на правом берегу — на деревню Городок.

Английские суда активно поддерживали наступление союзных сухопутных сил. В бою участвовали мониторы М-27, М-31, М-33, «Хамбер» и канонерка «Сайкала». А когда на берегах реки появлялись отряды красных, тут же подлетали английские быстроходные катера и открывали пулеметный огонь.

Англичане обнаружили и вытралили между пристанью Сельцо и деревней Нижнее Сельцо большое минное заграждение из мин «Рыбка». При этом взорвался на мине английский моторный катер.

Еще 15 мин «Рыбка» красные пустили вниз по течению навстречу англичанам. Однако те выловили все 15 мин, погрузили на телеги и выставили у деревни Нижний Липовец в тылу красной флотилии. Красные со страху сами выставили 8 шаровых мин выше Пучуги.

В ходе боя 10 августа на судах красных оказалось 6 убитых и 9 раненых.

Массированное применение мин и дальнобойной артиллерии на Северной Двине, а также отсутствие железных и шоссейных дорог, исключавшее глубокий обход береговых позиций, создало патовую ситуацию.

Исход войны на Северной Двине решили политики на Даунинг стрит 10. Еще 10 января 1919 г. британский премьер Ллойд Джордж на совещании союзников в Париже заявил: «Положение в России очень скверное; неизвестно, кто берет верх, но надежда на то, что большевистское правительство падет, не оправдалась. Есть даже сообщение, что большевики теперь сильнее, чем когда бы то ни было, что их внутреннее положение сильно, что их влияние на народ теперь сильнее… Мысль о том, чтобы уничтожить большевизм военной силой — безумие… Военный поход против большевиков сделал бы Англию большевистской и принес бы Лондону Совет».

Уже 4 сентября личный состав Славяно-Британского авиакорпуса был погружен на пароход, идущий в Англию. Британские летчики там и остались, а большинство русских летчиков отправилось дальше на Черное море к генералу Деникину.

4 сентября красные сухопутные части перешли в наступление. Суда Северодвинской флотилии должны были оказывать им огневую поддержку. Однако для этого надо было преодолеть несколько своих и английских минных заграждений на Северной Двине. Первое свое заграждение находилось у деревни Борисовское и Петропавловского переката. Туда отправился почти весь минный отряд Северодвинской флотилии. Всего во флотилии на тот момент числилось свыше десяти тральщиков, а к концу года их стало 17, с учетом колесных буксиров, перегнанных с Верхней Волги.

Траление у деревни Борисовское и Петропавловского переката шло из рук вон плохо. В течение дня 4 сентября удалось вытралить только две мины. Для ускорения тральных работ решили ограничиться протраливанием прохода, не удаляя всего минного заграждения. 6 сентября проход у деревни Борисовское и Петропавловского переката был протрален, и тральщики приступили к удалению минного заграждения, выставленного союзниками у деревни Пучуга.

22 сентября Северодвинская флотилия подошла к деревне Сельцо. Красные части к этому времени заняли деревню Березник в 14 верстах ниже устья Ваги. В штабе Северодвинской флотилии имелись сведения о применении союзниками «мин особой системы, взрывавшихся при действии железа на магнитный прибой, имеющийся в мине». Для проверки этих сведений 22 сентября в районе деревни Нижнее Сельцо на место предполагаемого минного заграждения у деревни Селецкой был пущен тральщик «Перебор», имевший железный корпус. Тральщик благополучно прошел по предполагаемым минам у деревни Плес и вернулся обратно. Поэтому командование Северодвинской флотилии решило, что слухи о минах особой системы — «просто провокация». К тому же красным было известно, что англичане одновременно с магнитными минами применяли и шаровые мины обычного морского типа, и такое заграждение было обнаружено у деревни Плес. Это еще больше убедило красное командование в ложности слухов об «особых» минах.

Для ускорения тральных работ командование Северодвинской флотилии выделило специальный отряд из 150 человек, который под руководством минеров обследовал фарватер при помощи обыкновенного троса, буксируемого шлюпками или заводимого с берега наподобие рыбачьего невода. Таким способом удалось вытащить на берег до 30 контактных мин.

23 сентября в районе предполагаемого минного заграждения от необычайно сильного взрыва погиб советский тральщик «Белогор», что стало полной неожиданностью для красного командования. Начальство решило, что раз накануне фарватер был тщательно исследован тральщиками, то взрыв произошел от мелко поставленной шаровой мины, и приказало продолжить тральные работы.

На следующий день недалеко от места гибели «Белогора» от взрыва погиб тральщик «Посыльный» и получил повреждения «Удачный». Это заставило командование флотилии отказаться от провода судов до окончательного обследования фарватера при помощи водолазов, что еще более обострило положение на фронте.

На Северной Двине англичане впервые в истории войн применили свои сверхсекретные магнитные мины. Корпус мины состоял из нижней цилиндрической и верхней конической частей. Сделан он был не из стали, как у контактной мины, а из бетона. Нижний диаметр мины составлял 762 мм, верхний диаметр 528 мм, высота мины 794 мм. Такие габариты позволили водолазам сравнительно легко их обнаружить на дне. Общий вес мины составлял 713 кг. Заряд мины — 360 кг тротила в резиновом мешке. Все металлические детали мины были сделаны из меди. Англичане ставили мины с деревянной баржи с помощью крана, вместимость баржи — 20 мин. Буксировал баржу катер с деревянным корпусом. Глубина постановки достигала 25–30 м. Обычно мины ставились в шахматном порядке.

Поскольку сухопутное командование постоянно требовало артиллерийской поддержки судов, командование Северодвинской флотилии придумало оригинальный выход — было решено красноармейцев и моряков обратить в… бурлаков. Так как плавбатареи обладали сравнительно малой осадкой, то «бурлаки» могли протащить их по довольно мелким местам вдоль берега, где, по предположению красных, магнитных мин не должно было быть. 29 сентября водолазы у острова Селец впервые извлекли магнитную мину.

7 октября было решено спустить плавбатареи вниз по течению. Однако проводка барж «бурлаками» оказалась слишком медленной. Люди были непривычны к такой работе, а скорее всего просто саботировали. Тогда командование плюнуло на мины, и 10 октября плавбатареи № 1 и № 4 на буксирах тральщиков «Перебор» и «Порог» без проблем прошли район предполагаемого магнитного заграждения и 13 октября в 14 часов прибыли к деревне Коллежской (Почтовое).

Итак, именно советская речная флотилия сорвала планы интервентов и белогвардейцев по захвату Котласа и Вологды и соединению с колчаковским фронтом. Ну а в сентябре 1919 г. флотилия перешла в наступление, приведшее к разгрому и бегству белых.

Хотя осенью 1919 г. тральщики Северодвинской флотилии вытралили 112 мин, траление Северной Двины было закончено лишь в навигацию 1921 года. Особо трудным было траление магнитных мин. Летом 1920 г. две английские магнитные мины были подняты водолазами и на берегу разобраны. К изучению их привлекли лучших специалистов Советской республики во главе с бывшим капитаном 1 ранга В. Я. Павлиновым. Ими было сконструировано несколько магнитных тралов, но все эти конструкции оказались неудачными.

Увы, история нас не учит! Во время событий лета — осени 1941 г. советские моряки «внезапно встретились с новым неизвестным оружием немцев — магнитными минами».

_ Фото из архива автора _

_ Опубликовано в журнале “Братишка” № 12 2012 г. С. 56-60 _

Категория : Тайнызабытойвойны-СтатьиобинтервенцииГражданскаявойнаДвиноважье
Теги : Тайнызабытойвойны-СтатьиобинтервенцииГражданскаявойнаДвиноважье