Главная » 2013 » Июнь » 29 » Дорога-призрак
18:39
Дорога-призрак

Мехреньгская магистраль была дорогой жизни для посёлка Пуксоозеро и должна была связать Плесецк с Двинским Березником.

Железная дорога для многих регионов России – дорога жизни в прямом смысле. Когда она приходит в труднодоступные районы, начинается их бурное развитие. А если транспортная артерия по каким-то причинам перестаёт существовать, наступает запустение и разруха. На полигоне Северной ЖД самый яркий пример тому – Мехреньгская железная дорога.

Сквозь бескрайнюю тайгу

В 1930-е годы советские химики в строжайшем секрете разработали промышленную технологию получения бездымного пороха из древесной целлюлозы (до этого порох делали с использованием хлопка). В кратчайшие сроки в СССР было построено несколько заводов для его производства. Один из них возник в Плесецком районе Архангельской области – месте глухом, расположенном среди непроходимых лесов и болот. Но история посёлка Пуксоозеро началась раньше. Поселили среди тайги спецпереселенцев, кулаков и подкулачников в 1930 году. Сюда были присланы немцы Поволжья, уроженцы Украины, Казахстана, жители других сёл и деревень большого Союза.

С 1936 года началось строительство железнодорожной ветки станция Пукса – Пуксоозеро организацией «Лесострой» НКВД. В 1937 году на территории посёлка разместили спецколонию из Архангельска. С февраля 1938 года началось строительство целлюлозного завода № 1 силами заключённых «Онегалага», штаб размещался в посёлке Плесецк. В мае 1939-го завод был пущен в эксплуатацию. Началось производство целлюлозы на порох, который производили в  Выборге. С 1942 года в связи с ликвидацией «Онегалага» образовано Мехреньгское отделение «Каргопольлага» с центром в посёлке Пуксоозеро. Началось строительство железнодорожной ветки Пуксоозеро – Двинской Березник. Дорога продолжала активно строиться, вместе с ней возникали и новые посёлки, в тайгу приходила цивилизация.

Начальным пунктом Мехреньгской и Заонежской железных дорог являлась станция Пукса, расположенная на перегоне Коноша – Обозерская СЖД. В годы наивысшего развития Мехреньгской железной дороги на ней работали не менее 11 станций. В 1966 году её протяжённость составляла около 125 км. Кстати, тогда же произведено рекордное количество целлюлозы – 19,7 тыс. тонн.


Станция Пукса. Начальная точка Мехреньгской железной дороги. Рельсы «закончатся, не успев начаться»

На дороге было всё, что положено – вокзалы, локомотивное и ремонтное депо, мастерские. Даже кузница с литейным участком. А в самом посёлке в лучшее время жили около 4300 человек – немало по северным меркам, по количеству жителей он практически сравнялся с районным центром.

На заводе трудилась добрая половина населения. Начало и окончание рабочего дня, обеденный перерыв извещались мощным заводским гудком, который был слышен далеко за пределами посёлка. Предприятие имело свою больницу, баню, клуб, магазины, пекарню, пожарную часть, подсобное хозяйство. Центр посёлка – небольшая площадь, от которой расходились основные улицы. На площади был книжный магазин и рынок. По выходным на рынке было в избытке овощей, молока, творога, сметаны. Некоторые улицы были застроены  двухэтажными домами непривычной архитектуры –с высокими крышами, покрытыми дранкой. Говорили, что эти дома строили выселенные из Поволжья немцы. Были и Дом культуры, школа, интернат, стадион.

Спустя много лет после ликвидации ГУЛАГа на Мехреньгской железной дороге внешне почти не было заметно изменений. Число расположенных вблизи неё исправительно-трудовых учреждений вплоть до конца 1960-х годов не уменьшалось (как в большинстве районов страны), а увеличивалось. В одном лишь посёлке Пуксоозеро существовали три зоны. Можно отметить, что Заонежская железная дорога на участке от станции Икса до станции Янгоры и в XXI веке напоминает своеобразный «островок» сталинского ГУЛАГа.

Экономический нокаут

С конца 1980-х годов ситуация резко ухудшилась. В связи с истощением запасов леса исправительно-трудовые колонии постепенно закрывались. В 1990-х годах положение стало катастрофическим. Все колонии и существовавшие при них посёлки (кроме посёлка Пуксоозеро) было решено закрыть.

С переходом на рыночную экономику целлюлозный завод № 1 стал неконкурентоспособным, потерял рынки сбыта продукции. С 1994 года он прекратил своё существование. Безработица вынудила многих жителей посёлка покинуть его и искать новое место жительства и новую работу.

Кроме того, в первой половине 1990-х годов на Мехреньгской железной дороге происходила «ликвидация», больше похожая на варварское разграбление. По решению вышестоящего руководства уничтожались не только  лагеря, но и посёлки, в которых выросло не одно поколение людей, разрушались узкоколейные железные дороги, заводы, железнодорожные станции – всё, что строилось когда-то практически вручную, ценой огромных усилий и человеческих жизней.


Мехреньгская железная дорога на атласе дорог Архангельской области

Выселение жителей было быстрым и жёстким. В апреле 1991 года были вывезены жители посёлка Дальний, в 1992 году – посёлка Попово-Зимний, в 1994 году – ещё нескольких посёлков. С конца 1994 года единственным жилым посёлком к востоку от Пуксоозеро оставалось Салтозеро. Лесозаготовки в его окрестностях почти не велись из-за истощения запасов леса. Между тем, на территории колонии в Салтозере находился крупный деревообрабатывающий завод. Чтобы задействовать его мощности, лес стали возить в Салтозеро из далёких Янгор по Заонежской железной дороге, через станцию Пукса.

В 1995 году в посёлке Салтозеро произошёл ужасный по своим масштабам и последствиям пожар. Пламя было видно в Пуксоозере на расстоянии 30 км. Сгорел лесозавод и многие другие объекты различного назначения. После пожара посёлок начали восстанавливать, но восстановительные работы велись недолго – вскоре было принято решение о закрытии населённого пункта. В 1997 году из него были вывезены последние жители, движение прекратилось.

После закрытия посёлков было решено разобрать железную дорогу. Это решение ничем не может быть оправдано. В Архангельской области имеются неисчерпаемые запасы леса и многих других природных ресурсов. Путей сообщения здесь явно не хватает. Лишней железной дороги в этом регионе быть не может.  В 1998 году был произведён демонтаж пути к востоку от Пуксоозера. На карте России появилась очередная «мёртвая зона» – разобранная железная дорога с разрушенными посёлками, протянувшаяся на 100 км.

Участок Пукса – Пуксоозеро действовал ещё несколько лет, но в 2001 году его тоже разобрали. Почти все станционные сооружения в Пуксоозере были разрушены, но сам посёлок закрытию не подлежал, в 2001 году там проживали около трёх тысяч человек. Разборка железной дороги лишила посёлок даже теоретических шансов на восстановление расположенных в нём промышленных предприятий. Сейчас численность его населения не превышает полутора тысяч и продолжает неуклонно сокращаться.

– Посёлки эти жили своей жизнью (небогато, но вполне достойно) примерно до середины 1990-х годов, – рассказывает бывший местный житель. – У людей жизнь была худо-бедно налажена. А потом какое-то начальство вдруг решило, что этот участок неперспективный. И всё. Зоны были эвакуированы из большинства посёлков в 24 часа! Утром построение (самое обычное), всех грузят в вагоны и увозят. Для местного населения подогнали вагоны и сказали, что у них 48 часов, чтобы собраться и выехать. Как будто ядерная бомба взорвалась. И это 1994 год! Что там творилось, до сих пор с болью вспоминаю. В голове не укладывается... Мы туда регулярно на рыбалку ездим – мёртвые посёлки, которые помним ещё живыми... Жутко.

Наша справка

На протяжении длительного времени Мехреньгская железная дорога находилась в ведении Североонежского предприятия железнодорожного транспорта (СПЖТ), являвшегося подразделением «Учреждения ОУ-250» МВД СССР. Административно и технологически она составляла единое целое с Заонежской железной дорогой. Название лагеря и железной дороги происходит от реки Мехреньга. Железная дорога строилась однопутной, со стандартной шириной колеи. Предназначалась в основном для вывоза леса и по мере расширения зон вырубки всё дальше уходила в тайгу.

Владимир Савичев. Газета "Гудок", Выпуск № 22, 28.06.2013
Категория: Публикации | Добавил: admin|Источник | Рейтинг: 3.5/2
Просмотров: 13772 | Теги: Плесецкий р-н

[30.12.2013]«Камаз» загорелся из-за неисправности магнитолы
[30.12.2013]Березничанина будут судить за применение насилия к полицейскому
[27.12.2013]Победители конкурса на лучшее новогоднее оформление
[26.12.2013]Ситуацию с ледовыми переправами обсудили в областном правительстве
[26.12.2013]В озёрах Виноградовского района будут выращивать рыбу



Всего комментариев: 1
гость ( E-mail ) | 05.11.2014 | 10:46
1
+ (0) -
жил в попово-зимнем, но вынуждены были переехать в Белоруссию
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]