Главная » 2013 » Май » 7 » Трезвая Пасха 1913 года
02:49
Трезвая Пасха 1913 года

С таким инициативным предложением в ожидании Пасхи перед обществом в Каргопольском крае выступил уездный комитет попечительства о народной трезвости во главе с председателем П.И. Копаневым

Начинание горячо поддержал епископ Варнава. Он одобрил хорошие инициативы в уезде, где ранее были созданы два церковных отделения: Заднедубровское Ильинское и Усть-Волгское общества трезвости (открыты 30 апреля и 30 ноября 1910 г.) В продолжение этой традиции непосредственно Варнавой такие же отделения созданы в Ошевенске и в Архангело. «Перед открытием общества владыка произнес прочувственное слово, еще раз отметив зло, которое приносит человеку и его семье пьянство, и возвысил трезвость, как украшение молодости и утешение в старости». («Посещение Архангельского прихода Преосвященнейшим Варнавою, епископом Каргопольским» (ОН. 1913. № 15).

В уездный комитет попечительства о народной трезвости входили действительные члены: городской голова, протоиерей о. В.И. Петров, земские начальники, К.Д. Блохин. Представителями земства в указанном обществе состояли купцы Н.Г. Серков и К.П. Немчинов, хотя, как хорошо известно, все трое имели сеть бакалейной торговли спиртными напитками.


Каргополь. Начало ХХ века

Газета «Олонецкая неделя» неоднократно поднимала злободневный вопрос, в 1903 г. вышла серия статей-обсуждений под общим названием «Деревня о пьянстве». Это был первый опыт борьбы с подключением к вековой проблеме общественного мнения. Какие только крайние меры не предлагались низовыми обществами! В некоторых письмах предлагали вернуть публичные порки за пьянство, наказание голодом, заключение под стражу в волостных арестных избах, бритье половины головы и срезание бород, держание в «холодных» избах, привязывание к «столбу позора» и даже «принудительное питие через силу»… Самым худшим наказанием считалось исключение или изгнание из мирской общины. Со страниц «Олонецкой недели» явствует, что к 1913 г. серьезно обострилась проблема, справиться с которой российское общество не может и по сию пору, имеется в виду, конечно, безудержный разгул и пьянство. В борьбу с этим злом активно включались все здоровые силы народа. Причины проведения праздника трезвости предельно остро были сформулированы в воззвании к пастве, которое зачитывали с церковных амвонов: «...В чем заключается причина наших бед, как не в пьянстве народном? Кем переполнены больницы? – на две трети пьяницами. Кем переполнены дома умалишенных? – преимущественно пьяницами. Кто держит теперь чуть ли не в осадном положении всех мирных граждан? – хулиганствующая молодежь, озверевшая от пьянства. От спиртных напитков началось вырождение русского народа, понижение нравственности его и трудоспособности...». Своей актуальности эти слова не потеряли и сейчас, через сто лет. В пасхальную неделю 1913 г. проходил Общероссийский праздник трезвости, в нем приняли активное участие более двухсот светских российских обществ. Идея превращения Пасхальной недели в трезвую понравилась самому царю Николаю II, когда ему преподнесли общее послание от имени 1800 церковных обществ трезвости, где заключительная фраза звучала так: «Пусть же все русские люди видят, что трезвенное движение, как дело высоко государственное, охраняющее творческие силы великого русского народа, так нужные для его будущего, достолюбезно Твоему Царскому сердцу». На адресе Николай собственноручно начертал: «Прочел с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».

Под этим добрым знаком проводилась и весенняя ярмарка в Каргополе. Чтобы ввести «питие» в цивилизованные рамки, в продажу внесли ограничения, ввели в практику запрещения продажи спиртного вблизи церквей, учебных заведений и монастырей, а по существу – повсеместно. Весной 1913 г. общество запрашивало разрешения на сбор пожертвований, продажу значков, листков и брошюр. Всего по России было продано 223 тыс. значков с надписью «Трезвость – счастье народа», ставших редкостью, и 350 тыс. «трезвых» листков. Местные власти начали принимать меры с начала века и держали их на контроле десятилетие, особенно в войну 1914 г., когда вообще был объявлен «сухой закон». Этот же вопрос остро ставился в газетах, когда в условиях военного времени был введен общий запрет на продажу вин.


Каргополь. Начало ХХ века

По словам очевидца, положение дел в этой ситуации оставалось довольно напряженным и даже требовало кардинальных мер: «Относительно «пития» в городе есть два ренсковых погреба (кроме казенки), затем укоренилось и возросло новое зло – пиво! Показателем количества потребления этого пива может служить небольшой итог одной из лавок, в которой за январь месяц выпито пива 250 ведер, за февраль 260, а пивных лавок три! Сколько, спрашивается, выпивается во всех, если даже предположить, что другие торгуют хуже? Существует, конечно, пивоваренный завод.

Эти пивные особенно шумны в базарные дни. Летом же, кроме того, особенно вблизи самого пивоваренного завода, нередко можно видеть на зеленой лужайке компанию, распивающую «дюжину»! Кроме того, процветает, как везде, тайная продажа вина: сороковка – 30 коп., бутылка – 60. Таких тайных «казенок» недавно кто-то насчитывал до 30! Не говоря о бедноте, торгуют даже некоторые состоятельные люди… В арестном помещении при полиции пьяных налавливается очень много, особенно в дни большого стечения крестьянства в город, но и в обыкновенные базарные дни, особенно осенью, их бывает достаточное количество». (Ф.К. Докучаев-Басков, Каргополь. 1913).

Но тем не менее первый праздник трезвости состоялся сто лет назад на ярмарках 27-28 апреля и показал признаки единения горожан. Праздник оказался начинанием общего движения к цивилизованным рамкам «пития» и истреблению винного вируса греха. Трезвая Пасха 1913 г. проходила многолюдно и празднично. Под звон колоколов Воскресенской церкви на площади шло гулянье, ярмарка. Службу и крестный ход вел отец Иоанн. Епископ Варнава болел, очевидцы запомнили его сидящим на «царском месте» в золоченом кресле храма.

Разве могли представить себе жители города, что через сто лет главный храм Пасхи – Воскресения Господня окажется в аварийном состоянии, всячески искалеченным изнутри и снаружи, без окон, без дверей. Такую мысль не мог допустить ни трезвый, ни пьяный. Что же будет с нами еще через сто лет? Какие «куриозы» времени нас поджидают? Ход событий напоминает, что история России движется по спирали с «медленным отмиранием гниющих частей», это доказано на ее горьком опыте.

Газета «Каргополье», 06.05.2013
Категория: Публикации | Добавил: admin|Источник | Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 11382 | Теги: Каргопольский р-н

[30.12.2013]«Камаз» загорелся из-за неисправности магнитолы
[30.12.2013]Березничанина будут судить за применение насилия к полицейскому
[27.12.2013]Победители конкурса на лучшее новогоднее оформление
[26.12.2013]Ситуацию с ледовыми переправами обсудили в областном правительстве
[26.12.2013]В озёрах Виноградовского района будут выращивать рыбу



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]