Главная » Краеведение » История сел

Прошлое и настоящее Шидровского храма
   

Прошлое и настоящее нашего храма

Он стоит на правом берегу реки Ваги в трёх километрах от впадения её в Северную Двину. Речь идёт о Георгиевском храме деревни Шидрово Виноградовского района Архангельской области.

В честь святого великомученика Георгия Победоносца в Архангельской области освящено немало храмов. 16 церквей и часовен, построенных в разное время, сохранились до наших дней.

Вместе с Крещением Руси, более тысячи лет тому назад, русские люди узнали о жизни и подвигах этого святого, жившего на рубеже III и IV веков и считавшегося покровителем воинства, земледелия и скотоводства. Обширность северных территорий, покрытых лесами, болотами, множеством рек и озёр и немногочисленность населения затрудняли продвижение православного христианства, поэтому народы северных окраин нашей страны приняли православие спустя 100 - 200 лет. Но постепенно оно укрепляло свои позиции и прочно укоренилось в сердцах северян. Стали строиться церкви, монастыри, часовни, ведь в числе первых, кто осваивал эти регионы, были монахи. Имеются письменные свидетельства того, что уже в XII веке существовали церкви в Важской земле.

На месте нашего шидровского храма прежде стояла часовня, построенная в XV веке. В те времена происходило активное освоение земель Русского Севера, и люди новгородские, московские, из Ростова и Суздаля, с верховьев Волги селились преимущественно по берегам и долинам крупных рек. Реки были кормилицами: источниками рыбных богатств, кроме того, разливы их повышали плодородие почв, способствуя развитию земледелия и животноводства. Реки были и главными транспортными артериями, стимулирующими развитие судоходства, торговли. (Тогда ведь не было ни сухопутных, ни железных дорог). По Ваге и Северной Двине купцы везли товары из России в Архангельск, который вплоть до начала 18-го века был главным портом России, где активно шла торговля с Англией и другими европейскими странами. Нетрудно представить себе, что часовня на берегу полноводной, протяжённостью в 470 вёрст, Ваги являлась не только форпостом христианства, но для речных судов была маяком, ориентиром, указателем, предупреждающим о том, что через 2 версты Вага сливается с Северной Двиной.

Часовня Космы и Дамиана д. Узкие (XVIII в.)

Часовни XV – XVI веков служили местом молитвенных собраний жителей небольших деревень, населённых членами одной патриархальной семьи. Находясь в отдалении от церквей, часовни, скрытые от посторонних глаз, долго сохраняли сокровенную, замкнутую в себе, особую атмосферу совершения обрядов. Это был духовный очаг, собирающий и сплачивающий всю деревню.

На камнях-основаниях такой древней часовни в начале прошлого века жители деревни Шидрово решили построить церковь. Выражение «Дом, построенный на камне» – значит нечто прочное, верное, благоразумное. Иисус Христос проповедовал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил свой дом на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне…». (Мф.7, 24-27). В этой библейской притче - краткая история нашего храма: он был построен на камне глубокой веры в Христа, устоял в лихолетье и сейчас продолжает утверждать несокрушимость христианских ценностей!

Из архивных документов Архангельской области известно, что 14 ноября 1907 года в консисторию* Его Преосвященству епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию поступило прошение доверенного от общества крестьян деревни Шидровской Усть-Важской волости Павла Фёдоровича Аксёнова. Он сообщает, что «крестьяне деревни Шидровской решили с Божьей помощью соорудить на месте старой часовни деревянную церковь; собрали на этот предмет до 400 брёвен лесу и 400 рублей денег» (для сравнения - корова тогда в деревнях стоила 7 - 10 рублей, яловые сапоги – 5 рублей). «Для дальнейшего же осуществления сего дела необходимо разрешение Его Преосвященства, как на постройку самой церкви, так и на дальнейшее приобретение средств на сооружение её». Разрешение было получено. Учёт собранных денег записывали в «Сборную книгу», которую доверили вести крестьянину Павлу Федосеевичу Назарову, избранному на сходе общества крестьян-сборщиков дер. Шидрово.

Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается. Легко начать, да нелегко кончить.

Сначала был заказан проект, но в 1908 году строительное отделение Архангельского Губернского Правления его не утвердило, так как «необходимы были исправления: алтарь тесный, конструкции крыши, потолка, а также укрепления столбов звонницы неправильны».

В апреле 1910 года - в том же учреждении был рассмотрен второй проект на постройку деревянной церкви с колокольней во имя Святого Георгия Победоносца на месте, принадлежащем крестьянам деревни Шидровской Шенкурского уезда Архангельской Губернии. И послан данный проект на утверждение господину Губернатору. (Имеется архивная запись о том, что «за исправленный проект храма чертёжнику Ивану Ивановичу Сабинину крестьяне выплатили 20 рублей»).

И, наконец, с середины июля 1910 года в дер. Шидровской начата постройка церкви по типу, выданному Архангельской Духовной консисторией. Об этом рапортовал в Архангельск благочинный 4-го округа Шенкурского уезда священник Александр Сампсонов. Рапорты в Архангельскую Духовную консисторию о ходе строительных работ отсылались им регулярно.

5 июня 1911 года актом засвидетельствовано окончание работ по строительству новой деревянной церкви в дер. Шидровской. Акт подписали 15 крестьян:

  • Семён Степанович Аксёнов,
  • Егор Алексеевич Назаров,
  • Михайло Федосеевич Назаров,
  • Владимир Иванович Аксёнов,
  • Сергей Ефимович Назаров,
  • Игнатий Ананьевич Назаров,
  • Дмитрий Львович Назаров,
  • Павел Львович Назаров,
  • Илья Михайлович Назаров,
  • Козьма Васильевич Аксёнов,
  • Андрей Ефимович Назаров,
  • Пётр Егорович Борзый.
  • Неграмотные: Михаил Фёдорович Аксёнов,
  • Прокопий Львович Назаров,
  • Никифор Васильевич Назаров,
  • Евфимий Галактионович Назаров – за них расписался крестьянин Семён Аксёнов.

По официальным данным к 1905 году в деревне Шидровской было 32 двора, 301 человек жителей (151- мужского пола и 150 - женщин). Такая деревня в Шенкурском уезде считалась немалой, большую часть составляли деревни с числом жителей от 51 до 100 человек и от 101 до 150 человек. В Заборье (официальное название - деревня Орловская) в это время было 36 дворов.

Вернёмся же к строительству нашего храма: после постройки здания церкви, возник вопрос об устройстве иконостаса. 2 июля 1911 года благочинный сообщил в консисторию, что нет средств на иконостас, поэтому освящение храма откладывается на год. Крестьянин Аксёнов С. С. от имени жителей деревни 28 ноября подал прошение о помощи. Предполагалось, что источниками недостающих средств станет помощь от Архангельской Духовной консистории, подушный сбор с крестьян деревни Шидрово, а также доброхотные подаяния жителей других деревень.

Иконостас планировался двухъярусный. Мастер Дмитрий Дмитриевич Терентьев изготовил согласно плану резьбу, полуколонны, карнизы, рамы вокруг икон. Покрашено всё было голубой краской. Крест по проекту 1911 года на церкви должен был быть - восьмиконечный, а на колокольне - шестиконечный.

Все работы производились на средства местных крестьян, пожертвовавших на иконостас ещё 700 (по другим данным 800) рублей, то есть приблизительно ещё по 20 – 25 рублей с каждого двора. А всего на создание храма израсходовано 1098 рублей, собранных по книжке.

И вот 28 мая 1913 года получена резолюция Его Преосвященства епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III следующего содержания: «С моей стороны нет препятствий к освящению новоустроенного храма во имя Великомученика Георгия в с. Шидровском Усть-Важского прихода в день 19, месяца июня 1913 года». В назначенный день - 6 июня по новому стилю - произошло долгожданное событие – освящение церкви в деревне Шидрово в честь воина Георгия Победоносца.

Великомученик Георгий (284-305) родился в Малой Азии в семье богатых родителей, исповедующих Христа и сам с детства был христианином. Поступив на военную службу к римскому императору Диоклетиану, он прославился своим умом, храбростью, мудростью и умением убеждать словом, а также огромной физической силой и выносливостью, величественной осанкой и красотой. За свою высокую воинскую доблесть получил звание тысяченачальника и сделался любимцем императора. Но император был язычником, то есть поклонялся множеству богов, и жестоко преследовал христиан. Георгий, испытывая сострадание к ним, раздал все свое имущество, а затем явился к императору и объявил себя христианином, обличив его в жестокости и несправедливости. Речь его была сильна и убедительна. За это он был подвергнут тяжелым пыткам, но мужественно и незлобливо все претерпел, получая от Господа исцеление, неуязвимость от яда и погружения в негашеную известь. В итоге по приказу императора его казнили отрубанием головы. Мученическим подвигом Святой Георгий подтвердил свою непоколебимую веру во Христа и в историю Церкви вошел как святой великомученик Георгий Победоносец.

Суть мученичества – в свидетельстве истинности правды Господней, а не в самом мучении. То есть и своей жизнью и своей смертью мученики знаменуют верность слову Божию. Сакральный (священный, глубинный) смысл имени Георгия Победоносца в том, что он как бы разграничивает эры язычества и христианства, символизирует победу света учения Христа над тьмой идолопоклонства. Прошло всего 10 лет - и святой равноапостольный Константин (годы правления 306 – 337), один из преемников императора Диоклетиана, сделал христианство господствующей религией. Он велел начертать на своих знаменах Крест с надписью: «Сим победиши».

Тропарь Георгию Победоносцу

Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, Царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Святый великомучениче и Победоносче Георгие, моли Бога о нас.

Молитва великомученику Георгию

Прибегаем ныне к святому великомученику Георгию, предивному чудотворцу, Бога всею душою возлюбившему и милости великой от Него удостоившемуся. Услышь нас, святой великомученик добропобедный, и моли Господа от скорбей избавить нас, и не лишить нас вечных благ.

Георгия Победоносца считают не только покровителем Христолюбивого воинства, покровителем земледелия и животноводства, а также защитником от хищных зверей (после случая чудесного оживления единственного вола у земледельца). В одном из посмертных его чудес Георгий спас девушку от дракона, поселившегося в окрестностях небольшого города и пожиравшего его жителей. И язычники, бывшие свидетелями этого чуда, обратились к христианской вере. Поэтому на иконах святой Георгий часто изображается на коне и поражающим копьем дракона-змея.

Икона Георгия Победоносца. Афон Великая Лавра.


Населению северных рубежей России был понятен, близок по духу образ святого Георгия. Свободные крестьяне, земледельцы и скотоводы, поморы никому не позволившие себя поработить, мужественно отстаивали свою самобытность и независимость. Северян, крепких и выносливых физически, отличало трудолюбие, упорство, сильные волевые качества, живой ум, сдержанность. Но, самое главное, на что обращают внимание многие исследователи, особая духовность и приверженность православию. Эти черты характера передавалось из поколения в поколение. С какой серьёзностью и ответственностью в Древней Руси поучали отцы сыновей: «Чадо, избери житье тех, и тех в образец возьми, и тех последуй делам и вникни, каким путём, они шли и какою стезёю пустились по жизни». Советовали также крепить преемственность поколений: «Своих друзей наживай, а отцовых не теряй», иначе: «Не слушался отца, послушаешься кнутца».

На Руси народ почитал великомученика Георгия под именем Юрия или Егория. 6 мая, 16 ноября и 9 декабря по новому стилю – дни его памяти. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля.

Георгиевская церковь деревни Шидровской была приписана к Усть-Важскому приходу 4-го благочиния Шенкурского уезда. При Успенском Соборе в Усть-Ваге служил тогда протоиерей Пётр Ивановский, псаломщик Александр Щеколдин, церковным старостой был Фёдор Бобылёв, помогали крестьяне Иван Кузнецов и шидровянин Евфим Назаров. Отец Пётр окормлял прихожан Шидровской церкви, совершал там богослужения. Жители ближайших деревень: Заборья (Орловская), Чамова (Еремеевская), Наволока посещали храм в дни богослужения. На богомолье зимой, пешком через реку, ходили в Усть-Вагу и проводили по нескольку дней в Успенском Соборе.

 

Георгиевская церковь в Шидрово в середине ХХ века

Недолго, всего 13 лет, храм наш объединял людей в вере Христовой. В 1926 году церковь закрыли. Она была разорена, разграблена, но, Слава Богу! не разрушена, не сожжена. В ней было устроено зернохранилище, а потом воцарилась «мерзость запустения»: - окна были выбиты, хотя решётки оставались, двери раскрыты, полы провалились, внутри грязь, разбитые бутылки. Как писал М. Ю. Лермонтов: «… храм оставленный – всё храм, кумир поверженный – всё Бог». Но Господь наш – Иисус Христос повержен не был, «Бог поругаем не бывает» - говорится в Библии, и он нас не оставил, от нас не отступил. Он стучится в наши сердца. Проходя мимо даже разрушенной святыни невольно, на подсознательном уровне, может быть на долю секунды, испытываешь сердечный трепет.

Не слышен звон колоколов

В деревне древней и забытой,

На церкви нынче нет крестов,

Давно та церковь уж закрыта…

Не сохранили мы в веках

Того, что предки завещали,

Бездумно, шумно, торопясь,

Всё то, что было, развенчали…

Быть может времена пройдут,

Мы возвратим себе былое.

И снова звон колоколов

Раздастся тихо над рекою.

И засияют купола

На церкви древней новым светом,

И чувства в сердце оживут,

Христовой милостью согретом.

Автор этих стихов - Лидия Николаевна Власова, уроженка села Борок Виноградовского района. (Да простит она изменённые две последние строчки: «И наше древнее село / Вновь будут воспевать поэты…»)

Исключителен путь Русской Православной Церкви после 1917 года. Обречённая от властей на полное уничтожение, когда Православие в полном смысле этого слова выкорчёвывалось, она длительное время переживала такие лютые гонения, которые могут сравниться лишь с гонениями первых веков христианства (вспомним Георгия Победоносца). Но тогда Православие в России было ещё настолько могущественно, что только физическое уничтожение Церкви Божией, её иерархов и народа Божия помогало в исполнении этой первоочередной задачи новым властелинам. В послевоенное время на смену явному гонению, приходит новое – скрытое, которое продолжается и по сей день. В этом гонении врага не видно, все становятся вроде бы друзьями, тогда как неверие и зловерие ведут свою незримую, но беспощадную борьбу. И по-прежнему для Церкви – это борьба за выживание.

Вот живые примеры того, как преследовали в 30-е годы воцерковлённых людей, наших земляков, родственники и потомки которых живут сейчас среди нас:

Бобылев Александр Федорович, член церковной двадцатки. Родился в 1876 году в с. Усть-Вага Шенкурского уезда Архангельской губернии. Проживал в д. Семеновская Березниковского района. 28 октября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». «Убеждал сохранять церковные традиции». 10 декабря 1937 года постановлением особого совещания УНКВД приговорен к расстрелу. 19 декабря 1937 году расстрелян. 29 декабря 1959 года реабилитирован посмертно.

Борзой Константин Степанович, 1881, уроженец и житель д. Орловская Виноградовского района (Заборье*), крестьянин, на иждивении имел 5 несовершеннолетних детей. Арестован 19.09.30. Тройкой ПП ОГПУ 27.12.30 «за контрреволюционную деятельность» незаконно выслан в Коми сроком на 3 года. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирован 12.09.89.

Борзый Иван Терентьевич, 1877, уроженец д. Орловская Шенкурского уезда (Заборье*), житель г. Архангельска, рабочий лесозавода, имел 2 несовершеннолетних детей. Арестован 16.02.25. За «контрреволюционную деятельность» 28.09.25 незаконно расстрелян. Посмертно полностью реабилитирован 27.05.92

Варлачёв Пётр Ефимович, 1906, уроженец д. Чамово Березниковского района, житель г. Архангельска, заведующий фрахтовым отделом конторы «Экспортлес». Арестован 09. 08. 38. Особым совещанием НКВД СССР 03. 06. 40 по ст.58-6, 58-7, 58-11 УК РСФ СР незаконно лишён свободы сроком на 8 лет.21. 06. 42. умер в местах лишения свободы. Посмертно полностью реабилитирован 22. 11. 56 года.

И пришли времена возврата Православной Веры. Стали оживать старые храмы, строиться новые. Ровно 100 лет спустя после первого обращения шидровских крестьян к епископу Архангельскому, в ноябре 2007 года состоялось первое собрание активистов деревни Шидрово Виноградовского района, задумавших налаживать церковную жизнь в родной деревне. На собрание был приглашён настоятель храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского посёлка Двинской Березник о. Андрей (Ермилов), который благословил заняться ремонтом церкви, но регистрировать церковную общину пока отказался в виду малочисленности её членов.

С мая следующего года работа закипела. Прежде всего, убрали мусор внутри церкви, заделали в полу дыры, остеклили и покрасили окна, отремонтировали крыльцо. Затем заменили кровлю, так как старая в две карты – сгнила. За неимением средств покрыли крышу рубероидом. Пришлось также спилить некоторые высокие, росшие рядом со стенами церкви, берёзы. Своими ветвями они с одной стороны прикрывали здание от ветров, дождей и снега, а с другой препятствовали проветриванию его, и не пропускали солнечных лучей. По образному выражению А. С. Турикова на кровле образовался компост.

В 2009 году убрали свалку у церкви, забетонировали фундамент под папертью. В восстанавливающийся храм не раз приезжал из Березника о. Андрей. Он освящал крест, который в тот же день был укреплён над церковной крышей. Дважды, в 2008 и 2010 годах проводил обряд Крещения в реке Ваге. Крестились соответственно 12 и 18 человек, всего – 30 человек и взрослых, и детей, и подростков. Слёзы радости выступали на глазах от такого зрелища: так, наверное, впервые здесь обращали в христианство коренное население 700 - 600 лет назад. А когда отец Андрей служил литургию в нашем ожившем храме, лицо его сияло, голос звучал взволновано! После батюшка признался, что служить ему было легко и радостно! Быть может, ему и старые стены помогали, которые помнили первую литургию 100-летней давности…

По находящимся в отделе культуры Архангельской области данным, «Георгиевская церковь посёлка Шидрово Виноградовского района имеет статус памятника культуры регионального значения». Там же хранится договор №14 «О сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры регионального значения» от 14 мая 1999 года, заключённый между Научно-Производственным Центром (НПЦ) по охране памятников, относящихся к исполнительной власти субъектов РФ и религиозным объединением Архангельской епархией Русской Православной Церкви. На основании этого договора Архангельская епархия РПЦ получает памятник (Георгиевскую церковь посёлка Шидрово) в бессрочное и безвозмездное использование. Договор подписали: епископ Архангельский и Холмогорский Тихон и директор НПЦ по охране памятников Копадзе Л. Г. Этим же договором передаётся и земельный участок, на котором расположена церковь в пределах установленных границ. Договор обязывает своевременно принимать меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника. Таким образом, жители Шидрово, взявшие на себя инициативу по восстановлению Георгиевского храма действуют в соответствии с этим договором. Низкий поклон членам церковной общины и всем-всем, кто прилагает усилия для воссоздания и благоустройства родного храма, кто материально и морально помогает его возрождению. Вот их имена:

  • Туриков Александр Сергеевич,
  • Тырченкова Валентина,
  • Назаров Михаил Ал.,
  • Назарова Ольга,
  • Аксёнова Галина Ивановна,
  • Назарьина Нина Васильевна,
  • Нечаева Валентин,
  • Куприянчик Николай Иванович,
  • Ракитина Любовь Степановна,
  • Дровнина Зоя,
  • Мензик Василий,
  • Мензик Галина,
  • Кичёв Дионисий,
  • Антипин Александр,
  • Борзая Валентина,
  • Борзая Ольга,
  • Назарова Лидия Александровна,
  • Чешков Роман,
  • Николай с женой Еленой и внучкой Софьей,
  • Пещелецкие Дмитрий и Зинаида из Санкт-Петербурга.

В старых пословицах недаром молвится: «Передний заднему дорога», «Дал денежку, а славы на рубль», Хочется надеяться, что фамилия вновьизбранного главы администрации МО Шидровское пополнит этот список. Простите, если кто-то не упомянут в нём.

К сожалению, государственный архив Архангельской области не располагает проектами, планами и фотодокументами нашего храма. Имеется лишь описание расположения икон на иконостасе. Нашлась одна фотография 1947 или 1948 года, где крыльцо церкви прямо выходит на дорогу, видна колокольня со звонницей, крестов нет. Исходя из этого, новое крыльцо церкви установили согласно проекту, построили звонницу с луковичкой наверху, а над церковью был установлен восьмиконечный крест. Крыша теперь покрыта зелёного цвета ондулином. Здание церкви снаружи аккуратно обшито вагонкой, за исключением верхней части звонницы, и покрашено светлой серо-голубой краской. На фоне берёз и голубого неба наш храм выглядит очень нарядно, словно лебёдушка плывёт. В таком виде он радует и душу и глаз.

Внутри церковь также благоукрашается: заменены половые доски в алтаре и пол покрыт линолеумом солнечного оттенка. Устроена печь для обогрева в холодное время года. Есть 2 большие лавки, новый деревянный столик для принятия теплоты и частичек просфоры после причастия. Изготовлен большой деревянный крест – символ Голгофы. Приобретены подсвечники, аналой, установлен престол. А самое ценное – это, конечно, иконы. Есть старые намоленные, сберегаемые много лет в домах и пожертвованные церкви жителями деревни и посёлка Шидрово. Три иконы привезены из Греции с горы Афон, среди них храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца, из Иерусалима прибыла икона Богородицы «Иерусалимская», часть современных икон подарена священниками других приходов, есть и просто самодельные иконы, а одна - старательно, с любовью вышита нитками.

Но, как и 100 лет назад актуален вопрос устроения иконостаса. Начало уже положено: в апреле этого года в Шидровской церкви трудились над возведением иконостаса настоятель храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского посёлка Дв. Березник протоиерей Дмитрий Гордиенко, дьякон того же храма о. Виктор, прихожанин Василий и староста Георгиевской общины Александр Сергеевич Туриков. Но денежных средств не хватает для приобретения икон и украшения иконостаса. Господь даёт нам возможность, призывает нас, в память о наших не таких уж далёких предках объединиться и, как они сто лет назад, с Божьей помощью собрать необходимую сумму для завершения восстановительных работ в храме. Будем помнить, что церковь наша основана на доброхотные пожертвования и средства прихожан. «Кто добро творит, тому Бог отплатит».

Обращаемся ко всем верующим, добрым людям, желающим помочь материально восстановлению церкви Георгия Победоносца в деревне Шидрово. По благословению о. Дмитрия открыт счёт в сбербанке России. Сообщаем № счёта

42307. 810. 5. 04004053285/48   Турикову Александру Сергеевичу

Этот год – юбилейный для нашего храма. 100 лет назад он был освящён во имя великомученика Георгия Победоносца; и 6-го мая, на второй день Пасхи - престольный праздник нашей церкви, будто и она воскресла в этот день памяти святого Георгия в своей скромной северной красоте. По случаю такого торжества приглашение послано епископу Архангельскому и Холмогорскому Даниилу, обязательно будет присутствовать благочинный, отец Дмитрий. В Шидровской церкви пройдёт литургия. Приглашаются все желающие! Есть возможность исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Этот год знаменателен ещё и тем, что официально зарегистрирована в Архангельской епархии наша церковная община, старостой её назначен А. С. Туриков, немало сил и средств вложивший в благое дело возрождения нашего храма.

Храм открыт каждое воскресение, можно прийти помолиться, поставить свечку, купить или взять почитать духовную литературу.

Что такое храм для верующего человека? Вот что сказал наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910 – 2006): «Храм - это место особого проявления благодати Божией. Именно здесь мы всей душой ощущаем любящую нас руку Божию. Именно в храме происходит духовное возрождение человека. В храме происходит встреча и беседа нашей души со Христом. Здесь невидимо действует спасительная благодать Духа Святого. Здесь, через услышанное от проповедников слово Божие, загорается в нас желание стать чище, лучше, ближе к Богу, возникает стремление изменить свою жизнь. В наших храмах верующие души орошаются не каплями благодати Божией, а обильным её дождём. Именно в наших православных храмах за каждой Божественной литургией совершается величайшее чудо претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А мы, принеся покаяние, причащаемся этих Животворящих Христовых Таин. В храме нас окружают святые иконы, перед которыми мы молимся и которые с благоговением целуем. Здесь нас часто окропляют святой водой. За всенощным бдением помазывают наше тело освящённым елеем. И через все эти священные обряды нам преподаётся благословение нашего Отца Небесного. И если наша молитва искренна и глубока, то, мы ощущаем близость к нам Бога, присутствие Христово среди нас. Но высокое значение храма, его святость требуют от нас и особой любви, и благоговейного отношения к нему».

К тем, кто не посещает храм, считает, что в храм ходить неинтересно обращает свои слова Преподобный Анатолий Оптинский: «Говорят, храм скучен. Скучен – потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нём. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен! Не скучна же своя изба…». А то получается как по пословице: «На дудку есть, а на свечку нет».

Другой Оптинский старец, преподобный Варсонофий, советует: «Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком-нибудь тёмном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит».

Великий пастырь Иоанн Крестьянкин был осуждён в 1950 году за «антисоветскую агитацию» на 7 лет лишения свободы и отбывал наказание в лагере строгого режима в Архангельской области, в Каргополе. 5 лет он работал на лесоповале где условия жизни и работы были тяжелейшие. Вот с какими словами, идущими от самого сердца, он обращается к нам: «Так будем же помнить, дорогие наши: чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в её молитвах, учениях, Таинствах, надо знать свою веру, изучать её, проникаться и жить её духом, руководствоваться её правилами, заповедями и уставами. А главное – необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена». И продолжает далее: «Будем же особенно внимательны дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия – своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся (к этому) больные, увечные, истощённые духовно. Что мы долго, очень долго были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами… И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он ни был. Дорогие мои! Милость Божия даёт нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждёт, чтобы собрать нас под крылья Свои… Я бы пожелал Вам молить и просить о даровании любви. Чтобы любовь была тем компасом, который в любой ситуации покажет верное направление и любого человека превратит в друга»

Молитва вторая

святому великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии во храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Будем помнить, что жизнь дана на добрые дела.

Грибанова И. В. (Санкт-Петербург)

Ольшанецкая Н. В. (Москва)

Апрель 2013 года

Читай также:


Категория: История сел | Добавил: admin (16.12.2013)
Просмотров: 12568 | Теги: Шидрово, религия



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]