Моржегорский Николаевский монастырь располагался примерно в 150 верстах от Холмогор. Ныне это д. Монастырёк Виноградовского района Архангельской области. Появления монастыря в пределах Архангельской земли связано с летописными событиями – борьбой русских князей за двинские земли. Моржегорская (Моржевская, Устьморжевская) Николы-Великорецкого мужская пустынь (монастырь) ведет свое название от чудотворной иконы Святителя Николая Чудотворца с реки Великой Вятского края. По преданию, икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великая рядом с деревней Крутицы. От иконы исходило сияние. После исцеления иконой одного из жителей деревни, который не мог ходить, к иконе начинается паломничество, а слух о чудесах от Великорецкой иконы распространяется за пределы Вятского края. Но появления монастыря в честь Вятской святыни в пределах Архангельской земли связаны с летописными событиями борьбы за овладением Двинских вотчин. В новгородских летописях 1417 года записано: «Того лета из князя Великого вотчины, князь боярин Юрьев Глеб Семенович с новгородскими беглецами Семеном Жадовским и Михайлом Рассохиным и с вятчины изъехаша в наседах без вести, Заволочскую землю и повоеваша Борок Ивановых детей Васильевича и Емцу и Колмогоры взяли и пожгли». С согласия великого князя галицкого князь Юрий, брат его, направил своих воевод на Двинскую землю, принадлежавшую тогда Великому Новгороду. Отряд занялся разбоем и грабежом. Сожгли Емецк, Холмогоры и многие селения. Тогда в ответ новгородцы Иван Федорович, сын посадничего и брат его Афанасий, Гаврила Кирилович, Исак Андреевич согнали московских и вятских разбойников на остров под Моржом. Освободили пленных и вернули пограбленное добро, а “залетных” отпустили. Но потом, собрав двинян и важан, отправились в погоню за разбойниками и в отместку пограбили Устюг. Видимо, с тех самых времен остров, что недалеко от нынешних Моржегор (с. Морж) до сих пор называется “Вятский”. Возможно, по желанию родственников, погибших у Моржа вятичей и москвичей, и был основан монастырь, насельники которого должны были молиться об упокоении душ павших. Великорецкая икона Николая Чудотворца Преподобный Леонид Устьнедумский —|— Точная дата появления монастыря неизвестна, как и имя его основателя. Но первое дошедшее до нас упоминание о монастыре находится в житии преподобного Леонида Устьнедумского (1551 - 1654). В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе (Вятского края). Преподобный через определенное время выполнил наказ Пресвятой Богородицы и основал в честь Её иконы Устьнедумский монастырь. По житию прп. Леонида известно и имя настоятеля обители – строитель Корнилий Кочергин управлявший монастырем с 1599 по 1623 год. К 1740 году численность братии составляла лишь девять человек. Примерно в 1764 году Моржегорский монастырь был упразднен по указу Екатерины II, как и многие северные небольшие монастыри. Деревянный храм Свт. Николая в пустыни был приписан к Моржегорскому приходу, а впоследствии заменен каменной церковью. Она была построена в 1810 г. и освящена в 1831 г. священником Емецкой церкви Иннокентием Поповым. Это говорит о том, что святое место продолжало особо почитаться и по упразднению монастыря. До 30-х годов богослужения в Никольской церкви продолжались, а местные жители содержали храм и церковный притч. Последним священником храма был Кононов Дмитрий Иванович 1886 года рождения. Постановлением Березниковского райисполкома от 14 октября 1931 года было решено «Вследствие того, что колхозная масса Моржегорского сельсовета отказывается от дальнейшего содержания церкви и передает ее для культурных надобностей, и что двадцатка культа сняла с себя заботу о содержания церкви , Президиум РИК постановляет договор с Моржегорским культом верующих на содержание церкви расторгнуть, здание церкви передать сельсовету под культурные цели. Предложить РУМ, РФО и сельсовету произвести ликвидацию церковного имущества в соответствии со ст. 39 и 40 постановления ВЦИК, заручившись предварительно посменным документов от оставшихся членов культа об отказе их от дальнейшего содержания. В 1933 году разобрали купол храма для ремонта школы, а затем в 1936 году и все здание было разрушено. Исторических свидетельств о судьбе отца Дмитрия Кононова не сохранились. Но по воспоминаниям старожил священник Дмитрий Иванович Кононов был убит Дзарахоховым Хаджи Муратом Уариевичем. С августа 1918 во главе кавказского конного отряда Хаджи Мурат сражался против англо- американских интервентов в районе Архангельска. В д. Пустынская (нынешняя д. Монастырек) он намеревался жениться на местной жительнице, куда и мог приезжать в 30-х годах с Северной Осетии, где постоянно проживал. Перед убийством священника он о чем-то долго с ним беседовал, а затем вывел из дома и повел за реку Моржевка на опушку леса, где и убил его, обезобразив лицо и тело. Это рассказала очевидица событий за год до своей смерти. Будет ли официально прославлен во святых священник Дмитрий не известно, но точно известно, что он пострадал как мученик. Со временем от монастыря осталась только старая засохшая лиственница. В июле 2012 года учащиеся кадетского класса школы №51 города Архангельска приняли участие в поисково-краеведческой экспедиции в деревне Монастырек. Экспедиция была организована в рамках сотрудничества кадетского класса 51-й школы с приходом архангельского храма святителя Тихона при поддержке департамента образования города Архангельска. В реализации проекта приняли участие настоятель храма иерей Дионисий Грушко, директор школы Татьяна Ларина, классный руководитель Светлана Тихомирова, а также эконом храма блаженной Ксении в Архангельске протоиерей Олег Шевчук и благочинный Виноградовского округа протоиерей Димитрий Гордиенко. 4-5 июля 2012 года участники экспедиции нашли фундамент Никольской церкви и на месте алтаря, при участии местных жителей, торжественно установили поклонный Крест высотой 4 метра на святом и историческом месте. Для ребят это был первый опыт такого рода. Думается, что экспедиция не прошла даром и оставила в душах ребят глубокий след. Ведь каждый настоящий гражданин должен знать историю своей страны, своего народа и своей малой родины. Источники текста и фотографий: сайты МБОУ СОШ № 51 им. Ф.А. Абрамова (г. Архангельск), храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского (г. Архангельск), храма Св. Пр. Иоанна Кронштадтского (п. Берехник) |
|
Категория : МоржегорскийНиколаевскиймонастырь-ИсторияселКраеведениеДвиноважье | |
Теги : |
Моржегорский Николаевский монастырь - История сел - Краеведение - Двиноважье