Не так давно мне встретился архивный документ, отражавший думы конецгорского крестьянина об улучшении жизни северной деревни. Думы, возможно, в чём-то наивные, но тем не менее заслуживавшие должного внимания. Но прежде чем процитировать этот документ, скажу несколько предваряющих его слов. Почти два десятилетия проработав с историческими документами, хранящимися в Государственном архиве Архангельской области, могу сказать, что большая их часть с той или иной стороны освещает жизнь северного крестьянства. И это закономерно, ибо именно крестьяне составляли в прошлые века основную массу населения нашей губернии. Например, в начале ХIХ столетия их доля достигала 86 процентов. Спустя полвека - в 1860-е годы - этот показатель мало изменился. Однако в тот период произошли перемены другого рода: крестьянская реформа, в том числе и отмена крепостного права. И хотя эти перемены затронули северное, не знавшее крепостного права крестьянство в меньшей мере, но общая атмосфера преобразований вызвала и у него надежды на лучшее будущее. Более того, у самых башковитых архангельских мужиков в те годы, пожалуй, впервые появилась мысль, что и сами крестьяне могут что-то предложить для улучшения своей жизни, им даже попытаться изменить её. Одним их таких мужиков был Тимофей Севастьянов - крестьянин Конецгорской волости Шенкурского уезда (впоследствии одноименный сельсовет Виноградовского района), составивший в 1864 году “Проект по улучшению быта крестьян”. Проект был отдан уездному чиновнику по крестьянским делам, который, не изменив его сути, лишь придал ему привычную для тех лет форму. Затем проект оказался в Архангельске, где был признан “крайне несостоятельным”. Особенно не понравилось губернским властям предложение побудить чиновников, чтобы те “объясняли и растолковывали” крестьянам, как лучше вести сельское хозяйство. Резолюция была таковой: “Заставлять должностные лица читать лекции неосновательно и неполезно. Не всякое должностное лицо достаточно к этому приготовлено, да и если бы было приготовлено, то, действуя по принуждению, непременно будет действовать без достаточной энергии”. Однако, несмотря на подобную резолюцию, все же предлагаю читателям самим решить, насколько “несостоятельным” был проект конецгорского крестьянина. Со своей же стороны, только скажу, что этот документ ценен и тем, что дает представление о жизни северного крестьянина 60-х годов XIX века. Михаил Лощилов ПРОЕКТ ПО УЛУЧШЕНИЮ БЫТА КРЕСТЬЯН 1. Хлебопашество, или землевозделывание Крестьяне Конецгорской волости извлекают собственное благосостояние преимущественно из землевозделывания, скотоводства и луговодства, отчасти смолокурения. Землевозделывание упомянутых крестьян по введенному исстари обычаю имеется трехпольное, то есть весь пахотный участок, имеющийся у крестьян, делится на три поля или части (иногда неравные), а именно: озимое, яровое и паровое - по мнению крестьян, отдыхающее. Озимое поле засевают рожью, яровое - ячменем, отчасти овсом и малою частию пшеницею и горохом, а паровое ничем не засевают - гуляет. Оно не только не приносит хозяйству никакой пользы, но еще и вред, ибо в течение лета дурно пропахивается, а иногда и вовсе не пашется. От этого поле зарастает сорными и негодными травами, которые вытягивают из него и последнюю питательную силу. Посему очевидно, что паровое поле, будучи ничем не засеяно, не отдыхает или не приобретает новой силы, а только изнуряется. По мнению моему, паровые, впусте лежащие поля следовало бы засевать преимущественно корнеплодными растениями, как-то: картофелем, брюквой, луком, свеклой и т.п. Ибо при уходе за этими растениями в течение лета земля должна выпахиваться от сорных трав и разрыхляться при обрывании или окучивании. Некоторую часть впусте лежащих полей можно засевать и кормовыми травами лучших качеств, как-то: клевером, тимотеем, кормовым горошком и другими. Эти травы тоже принесли бы хозяйству по части скотоводства значительную пользу. От засева паровых полей помянутыми овощами и травами польза очевидна и несомненна, но крестьяне по укоренившемуся старому способу обработки полей это нововведение примут не вдруг. Посему им нужно предварительно на мирских сходах объяснить или растолковать об этом, а вместе с тем обязать неуклонно следовать по сказанному моему выше мнению. Огородничество в хозяйстве также приносит значительную пользу, но таковое у здешних крестьян находится в самом жалком положении, коего даже нельзя назвать и огородничеством, потому что, кроме самой малой части лука, редьки и картофеля, другого ничего не сажается, а у некоторых крестьян и вовсе нет огородов. Посему о заведении и возделывании огородов и разведении на них всех свойственных здешнему климату овощей, как-то: огурцов, капусты, луку, свеклы, моркови и прочего следует внушить крестьянам и объяснить всю пользу от огородов. А чтобы это осуществилось, то непременно нужно обязать образцовых хозяев, дабы они непременно завели при своих усадьбах надлежащие огороды со всеми растущими здесь овощами для образца и примера прочим крестьянам. При огородах небесполезно было бы отделить часть земли для садика, в котором и насажать из чернолесья ягодных кустарников, как-то: малины, смородины, черемхи, рябины и других, какие могут здесь расти. 2. Скотоводство, луговодство и скотские пастбища Для исправления землевозделывания необходимо иметь соразмерное тому и скотоводство, каковое у здешних крестьян состоит из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота - коров и овец самых обыкновенных пород и далеко не таких качеств, как бы следовало, и не в таком количестве, сколько бы нужно, судя по населению и хлебопашеству. Об улучшении таковых пород крестьяне не только сами не заботятся, но даже и не думают об этом. Уход за скотом крестьяне имеют самый небрежный, неопрятный и нестарательный. Продовольствие скота по неимению в достаточном количестве кормов самое скудное и малопитательное. Например, с осени и примерно до 1 января кормят крупный рогатый скот яровой соломой, смешанной с самой малой частию сена, а с 1 января и до выгона на зеленый подножный корм продовольствуют большею частию одною ржаною соломою, даваемой в сухом виде. Этой соломою малодостаточные крестьяне докармливают перед весной и лошадей, даже и овец (о даче лошадям овса и говорить нечего - его у крестьян нет). Для поддержания в исправности скотоводства необходимо иметь хорошие, изобилующие травами луга и скотские пастбища, каковые у здешних крестьян находятся далеко не в таком положении, ибо они по невниманию и небрежности владельцев заросли кустарником и завалились мусором, что необходимо подчищать и убирать. Для продовольствия же мелкого рогатого скота можно в достаточном количестве насбирать самого питательного корма с ивовых кустарников и других лиственных деревьев - листву. От этих и подобных средств скотоводство, несомненно, могло бы улучшиться. 3. Бурлачество Оно состоит в отлучке крестьян, в особенности молодежи, в Санкт-Петербургскую и другие губернии и преимущественно на сплав барок в город Архангельск из разных пристаней Вологодской и Вятской губерний. Промышленность эта бывает большею частию не только малополезна или бесполезна, но еще и вредна, потому что молодые крестьяне (парни), не будучи у своих родителей хотя бы сколько-нибудь воспитаны, отлучаясь на сторону и не имея уже над собой никакой угрозы и чувствуя полную свободу, предаются разврату, а именно, буянству, сквернословию, пьянству, курению табаку, игре в деньги и карты и прочему. Поэтому немалая часть таковых бурлаков не приносит и не высылает в свои дома ни копейки, да и сами нередко возвращаются на родину Христовым именем и в лохмотьях. При том бывают и такие случаи, что некоторые из них за беспаспортное проживание и другие пороки приводимы бывают в свое местожительство посредством внутренней стражи со взысканием за то с их родителей или всего общества путевых денег. С таковыми-то безнравственными познаниями в разврате, распутстве и прочем, одним словом, с совершенно испорченною нравственностью, бурлаки все вышесказанные познания передают младшим и равным себе по возрасту. Нередко эти люди заносят и такое болезни, какие распространяются на все семейства. Из вышесказанного явствует, что занятие крестьян бурлачеством, не говоря уж об упадке нравственности, вредно и потому, что, во-первых, землевозделывание и вообще сельское хозяйство за отсутствием работников слабеет и приходит в упадок, а от упадка и общее благосостояние. Во-вторых, от тех же бурлаков вследствие испорченности их происходят частые несогласия и ссоры, а нередко и драки. Чтобы искоренить сказанное зло, по моему мнению, следует принять меры всем тем лицам, кои имеют влияние на крестьян: господам чиновникам - управлять крестьянами; волостным старшинам и сельским старостам - неупустительно следить, дабы крестьяне не шатались праздно и занимались бы чем-либо полезным, малолетние дети их не бегали во всякое время без дела по улицам, а также занимались чем-либо полезным. Вместе с тем старшины, увольняя крестьян по паспортам в отлучки, должны это делать с большой осмотрительностью, внушая при этом строго, дабы отпускаемые вели себя добропорядочно, удаляясь от пороков вообще, и обязывать при этом выполнять все это подписками. Засим считаю не лишним упомянуть о нищенстве или бродяжничестве, то есть о тех крестьянах и их детях, кои ходят по миру и сбирают милостыню. А как между крестьянами действительно есть бедные или нищие, которые вместе с тем и увечные, калеки, престарелые или круглые сироты, этим нищим необходимо помочь. Старшины обязаны указать крестьянам и вместе согласить их обеспечить таковых нищих, то есть дать им общественное необходимое пропитание. 4. Ремесла Между крестьянами хотя и есть люди, занимающиеся портным, сапожным и кузнечным мастерством, но знания их по тем же мастерствам далеко не удовлетворяют крестьян в самом необходимом и простом, как-то: в сшитии овчинного полушубка или окрашивании холста, равно и делании кожаных крестьянских сапог (бахил) или сковании кое-как топора, ножа и т.п. Слесарей и столяров здесь почти вовсе нет, между тем эти люди в кругу крестьян необходимы. Посему небесполезно бы было, если сельские общества избрали бы из среды себя по нескольку молодых крестьян и послали бы их в ближайшие города для изучения по каждому из вышеперечисленных ремесел 5. Училища Чтобы не охладить в крестьянах чувства к распространению среди себя грамотности и прочих полезнейших сведений, необходимо открыть в каждом сельском обществе при их приходах сельские приходские училища, в коих без всяких препятствий со стороны крестьян будут обучаться и грамотности и закону Божьему, и церковному пению и всему полезному как мальчики, так и девочки. |
|
Категория : Проектпоулучшениюбытакрестьян-ИзисторииДвиноважьяКраеведениеДвиноважье | |
Теги : |
Проект по улучшению быта крестьян - Из истории Двиноважья - Краеведение - Двиноважье