Весь христианский мир знает праведного Иоанна Кронштадтского, но мало кто знает о его современниках, которые служили священниками в Суре. На их долю выпали серьезные испытания начала XX века – революции, Гражданская война… Далеко не все пережили эти трудные времена – многие репрессированные за религиозные убеждения были расстреляны. Одним из таких священников был уроженец села Клоново Георгий Михайлович Маккавеев. Родился Георгий Михайлович в Архангельской губернии Шенкурского уезда Клоновского прихода в семье дьячка 1 апреля 1864 года. Когда мальчик подрос, его отдали учиться в Архангельское духовное училище. В возрасте 23 лет Георгий Маккавеев был определен дьячком в Дениславский приход Онежского уезда. Через год, в феврале 1888 года, он переведен в Афанасьевский приход Шенкурского уезда. Здесь же Георгий повенчался с Аполлинарией Дмитриевной. В июле 1892 года Маккавеев был рукоположен в сан дьякона и назначен в Сурский приход Пинежского уезда, где с 1893 года по 1895-й состоял законоучителем церковно-приходской школы. Там-то и познакомились Георгий Маккавеев и Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Отцу Иоанну понравился энергичный и расторопный дьякон Георгий, и он назначил его главным распорядителем строительных работ в Суре по устройству женской обители, которая позже станет монастырем. О масштабах проводимых работ можно судить по письму Маккавеева Иоанну Кронштадтскому от 3 августа 1899 года: «…Также нужно установить мельницу и локомобиль, жду лесопильную раму, она еще в дороге, кирпичеделательную машину будем устанавливать в будущую весну…». В сан священника Георгий Маккавеев был рукоположен 6 августа 1900 года и определен ко храму Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что при Сурской местной общине. Вот что писали Архангельские епархиальные ведомости от 15 сентября 1900 года: «Архиерейские служения. 06 августа Воскресенье и праздник Преображения Господня. Литургия была совершена Его Преосвещенством в Соломбальском соборе, по случаю храмового праздника, в служении: настоятеля сего собора Захария Колчина, ключеря кафедрального собора протоиерея Никандра Грандилевского, протоиерея Иоанна Иванова и священника Кирилла Терентьева. За литургией был рукоположен диакон Сурского прихода Георгий Маккавеев во священника». При посещении Иоанном Кронштадтским села Суры отец Георгий участвовал в совместных службах в храмах, обсуждении хозяйственных дел монастыря. Из справочного листка священника мы узнаем, что Маккавеев был награжден «в 1904 году набедренником, 1907 году – скуфьею. Поведения очень хорошего (благочестив) за 1900 год, поведения отличного за 1915 год». СМЕНУ государственного строя и Гражданскую войну отец Георгий встретил в селе Шотогоры, куда был назначен священником в июле 1911 года. В 1918 году село дважды переходило от белых к красным. В декабре 1918 года Георгий Маккавеев вместе с матушкой покинул Шотогоры и с великим трудом добрался до Архангельска. На календаре февраль 1920 года. Трехгранные штыки красноармейцев принесли советскую власть в Архангельск. Газета «Известия Временного комитета профессиональных союзов» от 23 февраля 1920 года сообщала населению города на первой полосе: «Какой-то субъект в матросской форме ворвался в помещение Сурского монастыря и прострелил монахине руку (речь идет не о Сурском монастыре, а о подворье в Архангельске. – Прим. авт.). Безобразия продолжаются. По улицам шляются пьяные дебоширы. Одного гражданина ограбили на 60 тысяч рублей». Городская тюрьма пуста, уголовники разбежались. Введены карточки на продукты питания. В Архангельске холодно, голодно и неспокойно. В конце марта 1920 года в АрхгубЧеКа поступила телеграмма из Карпогор от исполкома Пинежского уезда: «Арестуйте священника Маккавеева, проспект Троицкий, дом 58, дом Кыркалова, материал почтой». На основании этой телеграммы 3 апреля 1920 года был выписан ордер на обыск и арест священника. За хранение антибольшевистской литературы комиссией Кедрова отцу Георгию было определено наказание в виде лишения свободы на срок шесть месяцев с отбыванием в Архангельском лагере принудработ, который находился в Мичиганских бараках (ныне проспект Ломоносова, район стадиона «Труд». – Прим. авт.). Порядки в лагере были суровые: за любую провинность следовало наказание. Так Маккавеев 21 мая 1920 года был подвергнут голодной норме на трое суток за нерадивость в работе. В защиту отца Георгия выступил Пинежский епископ Павел, который направил в ЧК прошение об освобождении священника. С аналогичной просьбой обратились и миряне города Архангельска, соответствующее прошение было подписано 121 человеком. Находясь в лагере, батюшка с нетерпением ожидал окончания срока заключения, но за пять дней до даты освобождения обстоятельства резко изменились. При разборе белогвардейского архива была найдена копия доклада священника Маккавеева штабу белогвардейцев о положении Красного фронта от 23 декабря 1918 года. В этом докладе были приведены сведения о численности красных войск, их вооружении, обмундировании, настроении, передвижениях, местах нахождения складов продовольствия и оружия… Допрошенный по этому поводу священник Маккавеев в написании этого доклада признался, но сказал, что доклад единственный и был написан при следующих обстоятельствах: при образовании фронта их деревня дважды переходила от белых к красным и наоборот. И каждый раз при отступлении белых он убегал с последними, потому что ему стало известно о существовании у большевиков списка из 43 фамилий, приговоренных к расстрелу. Якобы среди них была и фамилия Маккавеева, хотя, находясь у себя в волости, он не подвергался со стороны красных каким-либо репрессиям. Сам он списка этого не видел. При последнем отступлении белых Маккавеев совсем уезжает в Архангельск. При прописке в отделе пропусков ему один из чиновников предлагает, как прибывшему с фронта, написать доклад о военном положении красных, что отец Георгий и сделал. Этого доклада оказалось достаточно для того, чтобы Архангельская Губернская Чрезвычайная Комиссия 5 ноября 1920 года вынесла решение подвергнуть Маккавеева высшей мере наказания (расстрелу) «как неисправимого врага Советской власти». Приговор над Георгием Михайловичем Маккавеевым был приведен в исполнение 11 ноября 1920 года в 5 часов утра. Реабилитирован посмертно 28 июня 1992 года. До настоящего времени в селе Сура сохранился дом, принадлежавший священнику Георгию Маккавееву. В настоящее время в нем располагается небольшая экспозиция, посвященная праведному Иоанну Кронштадтскому. В 2003 году Епархиальная комиссия по канонизации святых при Архангельской епархии рассматривала документы по вопросу о причислении священника Георгия Маккавеева к новомученикам и исповедникам Российским XX века. Вопрос до конца решен не был. _Валерий КАРЬЯЛАЙНЕН. _ Краевед, член Российского общества историков-архивистов. Фото автора и из книги «Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, изданной Иоанновским ставропигиальным женским монастырем в 2011 году. Опубликовано в газете “Правда Севера” от 20.02.2013 |
|
Категория : «Расстрелятькакнеисправимоговрага»-ИзисторииДвиноважьяКраеведениеДвиноважье | |
Теги : |
«Расстрелять как неисправимого врага» - Из истории Двиноважья - Краеведение - Двиноважье