Главная » Борецкая роспись
Борок - древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района Архангельской области), возникшее еще при заселении двинского края новгородцами.
Предание связывает эти места с боярами Борецкими, и в частности со вдовой новгородского правителя XV века Марфой Посадницей, злейшим врагом московских князей, защитницей новгородских вольностей, главой так называемой "литовской" партии. Очевидно, сюда, на Северную Двину, перебрались и новгородцы-иконописцы со своими живописными традициями, хранимыми здесь очень долго.
В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Матвеевна Амосова, по прозвищу Польникова. Читать дальше »
  • 22.11.2012
  • 14760Просмотров
  • 0Комментарий


Другим, не менее крупным видом белофонной северодвинской росписи, как уже говорилось, были росписи борецкие, пучужские и тоемские. Названия эти, данные по центрам производства, появились в результате экспедиции загорского музея и в настоящее время прочно вошли в словарь всех исследователей и специалистов народного искусства.
При сравнении изделий этих деревень видно, что когда-то был, по-видимому, один центр росписи — Борок. А в последствии рядом возникли еще два центра. И лишь незначительные детали, характерные для росписи той или иной деревни Читать дальше »
  • 21.11.2012
  • 15851Просмотров
  • 0Комментарий


Выдающимся явлением была роспись деревянных предметов Северной Двины. Раньше в понятие этой росписи входили все ее виды. Но в 1959 году экспедицией Загорского музея были найдены и четко разграничены ее центры. Это Пермогорье, Ракулка и Борок с близкими к нему по стилю поздними центрами Пучугой и Тоймой.
Прялки Борка, Пучуги и Тоймы — корневые — северный  тип прялки. По классификации А. А. Бобринского относились к третьему двинскому типу,  куда входили все виды северодвинской росписи. Экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова) эти прялки были разграничены  Читать дальше »
  • 20.11.2012
  • 13482Просмотров
  • 0Комментарий


Северо-двинская школа бытовой крестьянской росписи в своих главных технических приемах родственна и близка вологодской манере. Эта огромная северная школа имеет весьма широкое распространение и захватывает почти полный круг бытовых крестьянских памятников: прялки, лукошки, коробьи, укладки, ковши, коробейки, деревянные светцы, ендовы, чаши, салазки, колыбели, сундуки, круглые солоницы, ложки и другие, большие и малые предметы крестьянского обихода — являются объектами ее применения. Более детальный анализ ее позволяет установить несколько стилистических, ранних и поздних ее вариантов — верный признак широкого распространения и долговременного бытования.  Читать дальше »
  • 19.11.2012
  • 13442Просмотров
  • 0Комментарий


Борецкие прялки славой своей соперничали с пермогорскими. Чтобы попасть в этот центр росписи, нужно в Пермогорье сесть на пароход и плыть вниз по течению, до пристани Борок.
Борок — тоже древнее поселение. Местное предание связывает его название с фамилией бояр Борецких — первых переселенцев из древнего Новгорода. Марфа Борецкая — жена известного новгородского посадника — была непримиримым врагом Москвы. Она возглавляла новгородских бояр в их борьбе с Москвой. После поражения Новгорода многие из бояр бежали в этот далекий край. Изгнанники и их потомки свято хранили все,   Читать дальше »
  • 18.11.2012
  • 13350Просмотров
  • 0Комментарий


Среди произведений XIX в. в собрании музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет. На притоке Двины — Верхней Уфтюге — оно сохранилось до наших дней. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску,  Читать дальше »

  • 17.11.2012
  • 11818Просмотров
  • 0Комментарий


Прялка из Кургоменской волости
По форме эта прялка почти не отличается от пермогорской: только чуть шире лопаска, чуть тоньше и выше ножка. Но эти отклонения нисколько не нарушают пропорций прялки, а придают ее форме строгость и некоторую монументальность.
Роспись прялки подчеркивает ее неброскую красоту: она выполнена в приглушенной красно-зеленой тональности с добавлением золота. Лицевая сторона лопаски разделена, как по линейке, на ярусы, а в них рамки-окошки. Из одних на зрителя смотрят пестрые птички, другие украшены лучистыми розетками и звездочками. В нижнем ярусе высокое крыльцо и арочная узорная дверь. По лесенке взбирается согбенный седовласый старец,... Читать дальше »
  • 16.11.2012
  • 14176Просмотров
  • 0Комментарий


Если вам случится побывать в Москве на Красной площади, обязательно зайдите в Исторический музей. Большое здание из темно-красного кирпича с остроконечными башенками и фигурными крылечками занимает целый квартал, а фасад смотрит на Спасскую башню Кремля. И уж если вы туда попадете, загляните и в хранилище крестьянских изделий. Ваше внимание там сразу привлечет большое количество необычных сейчас предметов: здесь ковши и миски из дерева, туески — берестяные ведерки, ларцы в форме древних теремов, рубеля, прялки... Когда-то давно они употреблялись крестьянами в повседневном быту: из ковшей в праздники пили мед и пиво, в туесках носили в поле питье, а на прялках пряли нитки для тканей.  Читать дальше »

  • 15.11.2012
  • 12652Просмотров
  • 0Комментарий


На родине степаниды
Мы выходим в Топецком. Когда-то это селение входило в Кургоменскую волость: Кургомень рядом. Значит, мы уже на родине Степаниды... Село как село. Старое и новое здесь тесно переплелось. Большие дома с тесовыми кровлями и широченными бревенчатыми въездами — по ним раньше свободно мог въехать на второй этаж целый воз с сеном. На некоторых домах сохранились еще деревянные трубы «дымницы»: их ставили над дырой в потолке в тех избах, которые отапливались печами без труб — «по-черному». И здесь же рядом — телеграфные столбы, электрические провода, радио.
Недалеко от нас греется на солнышке седобородый старик. Подходим, знакомимся, рассказываем, кто мы,  Читать дальше »
  • 14.11.2012
  • 13502Просмотров
  • 0Комментарий


Когда я уезжал на пароходе из Нижней Тоймы в Архангельск, увидел, как в Борке села старушка. Подумал: если она местная, то, наверное, знает ту мастерицу, которая, по рассказам старожилов, отлично расписывала прялки и жива еще теперь.
— Пелагею Матвеевну Амосову? — переспросила старушка и сразу заулыбалась. — Как не знать! В деревне Фалики живет. Ей сейчас 95 лет, а она в девушках. Всю жизнь только и делала, что расписывала прялки. У них это семейное. Их прозвище — Польниковы. Братья у нее в соседней деревне Скобели — Михаил, Кузьма да Дмитрий. Ну Михайлу-то все Микишой звали. Вот хоть те и мужики мастера, а ее работу выше ценили.   Читать дальше »
  • 13.11.2012
  • 12183Просмотров
  • 0Комментарий


1 2 »