Приветствуем Вас, Гость

История Шастозерской волости - История сел - Краеведение - Двиноважье

На западе Виноградовского района, чуть поодаль от федеральной трассы «Холмогоры», расположено старинное двинское село Шастки. В настоящий момент в нем насчитывается не многим более 20 домов, в которых постоянно проживает только семь человек. Но когда-то село это было достаточно крупным и являлось центром Шастозерской волости.

Впервые Шастки упоминаются в Списке Двинских волостей 1471 года под именем Шастозеро.

В XVI и первой половине XVII веков территория села входила в двойственную по составу волость «Морж и Шастки» Двинского уезда. Согласно Писцовой книге в 1620 году в этой волости было 39 деревень и 1 починок, дворов крестьянских – 119, людей мужского пола – 210.

В Переписной книге, составленной Афанасием Фанвисиным в 1678 году, говориться о том, что эта волость распалась на две: Морж (Моржегорская) и Шастозерскую. К Шастозерской присоединена Репонема, которая до этого образовывала с Кальями самостоятельную волость.

Во вновь образованную волость «Шастозерская и Репонема» входили в 1678 году следующие деревни:

1. Мокречевская
2. Выстовок из дернвни Макрецовы
3. Сидоровская и Осиповская
4. Кошылская
5. Ивойловская и Власовская
6. Якимовская
7. Прокопьевская
8. Прокофевская

9. Саватьевская и Артемовская
10. Михеевская и Подберезка с починком Ягодный
11. Ястребя болота
12. Репонема
13. Слудка
14. Горка
15. Наволок

—|—

В 1678 году в этих 15 деревнях Шастозерской волости было 35 дворов с населением примерно 113 человек. Еще 6 дворов было пустых.

Кроме них имелось 4 нежилых деревни: Бобровская; Андреевская и Короновская; Трушевская; Селютинская.

В 1681 году была произведена новая перепись, по которой число крестьянских дворов увеличилось на 14 и составило в общей сложности 49, что соответствует примерно 169 жителям (полагая в среднем 4 человека на новый двор).

Документы и акты XVI-XVII вв. не сообщают о какой-то отличной от других двинских волостей жизни в Шастках или особой специализации этого села и ее жителей. Население Шастозерскй волости занималось выращиванием жита-ячменя и овса, животноводством, охотничьим и рыбным промыслами. В волости преобладало черносошное землепользование. Название «черносошный» произошло от словосочетания «черные сохи», т.е. тяглые, зависимые от государства земли. Однако северный крестьянин с «черной сохой» гордо называл свои наделы «вотчинами». Копанев А.И. в книге «Крестьяне Русского Севера в XVII веке» отмечает такую широко распространенную особенность в Шастозерской волости, как пашня наездом. При свободном распоряжении землями индивидуально каждым крестьянином могло оказаться, что те или иные земли деревни попадали во владение крестьян других деревень, которые и пахали ее, приезжая из своих деревень, т.е. пахали (обрабатывали, сеяли, убирали урожай) наездом. Из 117 дворохозяев Шастозерской волости в 1620-х гг. пахали наездом 55.

Такая практика приводила к усугублению поземельного неравенства, к тому, что наиболее предприимчивые крестьяне приобретали лучшее земли, в том числе и вокруг не своих деревень. Отсюда и 4 нежилых деревни в Шастозерской волости в 1678 году, т.к. менее прозорливым крестьянам ничего не оставалось кроме как покидать свои родные места. Причем некоторые из них за лучшей долей отправлялись и в очень дальние края. Так в Перепесной книге на обороте 600 листа сообщается, что Ивашка Симеонов покинул свой двор и «збрел в Сибирские городы во 184 году» (1676 году).

**Таблица 1. Населенные пункты входившие в состав Шастозерской волости **

** Современное официальное название
** | Исторические названия
—|—
Основное | Другие
Шастки | село Прокопьевское | Прокопьевская 1-я и Прокопьевская 2-я, Шастозеро, Шастозерская, Прокофьевская, Шастозерский погост, Анисимовская
Уйта | Савватьевская; Тарасово; Гуликуская | Ястрепя Болото 1-я, Смоленская, Романово, Гита, Гулигулка, Гулигузка
Гора | Кашинская | Марковская
Надозерье | Я стрепя Болото | Я стрепя Болото 2-я, Ястребя Болото
Репаново | Большое и Малое Репаново | Репановская, Другое Репаново, Козловская, Козлы
деревня не сущ. | Слудка | Слуда, Раковы, Слудская
деревня не сущ. | Наволок | —

деревня не сущ. | Горка | Горки, Заручей, Заручьевская, Красная Горка 1-й, 2-й и 3-й хутор

«Шастозерская волость» на старинных и Яндекс.Картах

Была в Шастках и другая форма землевладения – монастырско-церковная. Тем более что рядом располагался Николаевский Моржегорский монастырь. Так, например, в акте 1588 года сообщается о покупке этим монастырем черной земли в волости Шастки.

Приходских церквей в Шастозерской волости было две: во имя апостолов Петра и Павла (деревянная, холодная) и во имя свт. Николая Чудотворца (деревянная, тёплая, двухэтажная) с двумя приделами в верхнем этаже - во имя вмч. Георгия и во имя архиепископа Иерусалимского Модеста.

В 1662 г. крестьяне Шастозерской, Репановской и Слудской волостей, через своих посыльных Тимошку Феоктистова и Оську Андреева, били челом митрополиту Новгородскому Макарию о дозволении им, согласно их обещанию, выстроить в Шастозерской волости церковь во имя свт. Николая Чудотворца с трапезой и приделом во имя вмч. Георгия. Митрополит разрешил постройку церкви в указанной волости, о чём была послана митрополичья благословляющая грамота от 28 февраля 1662 г. на имя священника Троицкой церкви Емецкой волости Важеского уезда Ивана Ивановича Вишневского, которому было поручено распоряжение заготовкой леса для церкви, наблюдение за строительством и освящение церкви с приделом.

В Переписной книге Двинской земли 1678 года указывается: «В той же волости Шастозерской погост. На погосте церковь Николая чюдотворца, поставлена вновь». Отсюда можно заключить, что 1678 год и является датой постройки Николаевской церкви.

Петропавловская церковь 1701 г. в д. Шастки. Судя по установленным лесам, снимок сделан в 1960-х гг. в ходе начальных работ по разборке церкви

В конце XVII века первый глава Холмогорской и Важской епархии архиепископ Афанасий издал указ освобождающий духовенство от выплаты мирского тягла (налогов). Вместо них размер этого тягла дополнительно должны были оплачивать крестьян соответствующих приходов. На этой почве в 1691 году между недавно назначенным служить пономарём в церковь Николая Чудатворца Авдейко Григорьевым и шастозерскими крестьянами возник конфликт по поводу того кто должен платить тягло. О чем стороны написали соответствующие челобитные. Разрешать этот спор пришлось лично архиепископу Афанасию. При расспросах показания пономаря и представителей крестьян разошлись, в результате чего Афанасий проявил твердость и дал следующие распоряжение: “По прежнему своему архиерейскому указу церковную деревню, которою он пономарь владеет, обелить и тягла с той деревни на нем не имать, а велеть то тягло разложить той Шастозерской волости мирским людям на свои деревенские участки. А сей его архиерейский указ Шастозерской волости соцкому и мирским людям сказать с подтверждением. А буде они, мирские люди, сему его архиерейскому указу учинятца противны и будут на нем пономаре с той церковной деревни тягла спрашивать, и на них за ослушание его архиерейских указов доправлена будет пеня и взяты от них будут священник и церковные причетники овсе».

В 1701 г., с благословения Преосвященного Афанасия, была построена ещё одна церковь, деревянная, холодная, во имя апостолов Петра и Павла. Освящена 19 июля 1702 г.

В Петропавловской церкви был уникальный резной иконостас, созданный в первой половине 18 века известным мастером Кокоревым. Вот как о нем пишет выдающийся художник и реставратор И.Э. Грабарь, посетивший Шастки в 1902 году:

_** ** _

Иконостас Петропавловской церкви в Шастках Архангельск. губ. Холмогорск. уезда. — 1739 г. (Фот. И. Грабаря)

_Грабарь И.Э.: _ «Когда в конце XVII и, особенно в начале XVIII века в Россию нахлынули с Запада новые мотивы декорировки, замысловатые и вычурные, - Север не остался чужд и их. Новые веяния прежде всего отразились в резьбе иконостасов, в которых появились элементы стиля барокко. Само собою, разумеется, что все они были до неузнаваемости переделаны, получили налет забавного провинциализма, но зато утратили свой явно западный характер и, напротив того, получили какой-то чисто русский и вполне народный пошиб. В иконостасах появились резные из дерева фигурки, - примитивные скульптуры, иногда целые группы, вроде Голгофы, помещавшейся на самом верху. По Северной Двине славился во второй четверти XVIII века резчик Кокорев, которого рядили и выписывали за тысячу верст как мастера исключительного дарования. Его иконостасов сохранилось еще много, главным образом в Холмогорском уезде, и одним из лучших образчиков его искусства может служить иконостас Петропавловской церкви в Шастозере, или, по местному, просто в «Шастках». Второй ярус завершается здесь целым рядом резных шестикрылых серафимов, сделанных в виде красивого по силуэту орнамента, а над первым ярусом поставлены двукрылые ангелы. Вся композиция этого иконостаса со всеми его деталями должна быть отнесена к творчеству народному, ибо по своему духу она совершенно тождественна как с резными предметами обихода, так и с лубками, игрушками, набойками или пряничными досками».

Грабарь И. История русского искусства. Том 1. Архитектура. До-Петровская эпоха. – М., Издание И. Кнебеля, 1910 г


В 1753 г. церковь Николая Чудотворца была перестроена, при этом вверху на северной стороне построен новый придел во имя свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского. А придел во имя вмч. Георгия перенесён с северной стороны на южную.

Обе церкви – Николаевская и Петропавлавская – находились в селе Прокопьевском, которое в настоящее время официально именуется Шастки. Однако непосредственно располагались они не в самом селе, а между селом и полями, возле сосновой рощи.

Кроме приходских храмов в Шастозерском приходе на правом берегу Двины в деревне Репаново были устроены приписная Власьевская церковь и часовня Николая Чудотворца.

Подробную историю Шастозерского прихода и его церквей читай отдельно здесь

В 1683 году в соответствии с Указом Петра I об учреждении «скорой гоньбы» от Москвы до Архангельска в Шастках была создана ямская станция. Однако основной поток проезжающих принимали ямские станции в Морже и Пянде.

В период правления Екатерины II была проведена административная реформа, в результате которой в 1780 году был образован Холмогорский уезд и Шастки вошли в его состав. Согласно статистическому описанию Архангельской губернии, проведенному в 1785 году, в Шастозерской волости проживало 878 человек.

В 1791 году во время своего путешествия по Северу Шастки посетил писатель и просветитель Петр Челищев. Здесь он отслушал молебен в местных храмах и нанял 10 работников с лоцманом Василием Евсеевым. Подробнее об этом читай здесь

В XIX веке Шастозерская волость была ликвидирована, а ее территория включена в состав Власьевской волости Шенкурского уезда с центром в селе Плёсо. При этом деревни на левом берегу Двины образовывали Шастозерское сельское общество, а на правом Репаново-Слудское общество Власьевской волости.

**Таблица 2. Численность населения Шастозерской волости **

** Насел. пункт
** | Дата переписи
—|—
1620 г. | 1678 г. | 1681 г. | 1785 г. | 1859 г. | 1887 г. | 1894 г. | 1905 г. | 1922 г. | 2012 г.
Шастки | 210* | 58* | 72* | 878 | 323 | 1511 | 1652 | 213 | 192 | 7
Уйта | 74 | 482 | 466 | 193
Гора | 264 | 306 |
| 35
Надозерье | 118 | 157 | 149 | 8
Репаново | 242 | 392 | 356 | 0
Слудка | 117 | 271 | 298 | 0
Наволок | 22 | 22 | 23 | 0
Горка | 295 | 39 | 66 | 0

  • учтено взрослое население мужского пола и вдовы. За 1620 год данные по волости “Морж и Шастки”, за 1678 и 1681 гг. по волости “Шастки и Репонема”

В 1886 году в селе Прокопьевском старанием приходского священника Титова была открыта церковно-приходская школа. Первым преподавателем в ней стал бывший сельский учитель Бояренцев, законоучителем состоял сам священник Титов. В 1887 году в этой школе обучалось 30 мальчиков и 3 девочки. Учебных книг и классной мебели было в достатке. Изначально школа располагалась в наемной квартире за плату в 17 руб. в год. Однако спустя менее 10 лет школа переместилась в церковную сторожку.

В годы гражданской войны и интервенции Шастозерское общество в период с 9 августа 1918 г. по 19 сентября 1919 года было занято войсками белых и интервентов.

В этот период значительно сократилось поголовье скота в крестьянских хозяйствах. Если в 1917 г. во Власьевской волости было 2355 голов крупного рогатого скота, то в 1920 г. их насчитывалось только 1366.

Уроженцом деревни Уйта Шастозерского сельского общества является Роман Петрович Куликов (1897-1918) - активный участник революционного движения, член ВЦИК (высший орган государственной власти РСФСР). В Архангельске в его честь установлен памятник и названа улица. В Березнике также имеется улица в его честь, а в самой Уйте мемориальная доска.

В 1925 году в Уйте было начато строительство школы, чтобы детям не пришлось ходить на учебу за 8 км.

В 1932 году в Шастозерском обществе создаётся коммуна «Свет», которая в 1934 году объединилась с колхозом «Ударник». Кроме него были ещё колхозы «Красная звезда» и «Заветы Ильича», а на левом берегу в Репаново колхоз «Красный Север».

В 1930-х годах закрывают Никольскую и Петропавловскую церкви в Шастках. Теперь на месте церкви бывшего Шастозерского прихода ничего нет. Точнее, есть только фундамент из огромных камней, по которому угадывается алтарь церкви и само расположение церкви.

Вид с юга со стороны д. Шастки на рощу , возле которой стояла церковь Петра и Павла. (Фото: Мошарев А.П. 16.05.2012)

Как сообщает учитель Хетовской школы, Мошарев Александр Павлович, «закрытой церковь Петра и Павла простояла около 30 лет. В начале 60-х годов церковь решили разобрать, чтоб построить школу в д. Уйта. Школу построили. Здание её (двухэтажное) до сих пор стоит в Уйте, а школы там уже нет. Её закрыли в 90-х годах.

На месте церкви осталась сосновая роща. В старой роще лежат плиты с могил прицерковного кладбища. На месте самой церкви подрастает новая роща. Местных жителей в Шастках осталось совсем немного. Они как-то равнодушно относятся к этому историческому месту. Только на одной из сосенок кто-то ножом вырезал маленький крестик…»

В годы сталинских репрессий в Березницкий (Виноградовский) район прибывают спецпереселенцы. Одним из первых мест их размещения стал Репаново-Слудский сельсовет, было это в 1934 году. Коснулись репрессии и самих жителей местных деревень.

Тогда же в 30-х годах на территории Шастозерского сельсовета начинают возводиться новые рабочие поселки – Хетово и Глубокое. В 1939 году в Хетово числилось только 5 человек.

В годы ВОВ в Шастозерском и Репаново-Слудском сельских советах были размещены эвакуированные из прифронтовых регионов жители. По данным на 01.01.1944 в этих сельсоветах проживали 53 и 76 эвакуированных соответственно. В этот тяжелый военный период жители деревень Шастки и Репаново содержали пчелиную пасеку, плановое задание предусматривало для них обеспечить валовой сбор меда в 30 кг. С 1940 по 1943 годы директором Шастозерской семилетней школы была Черняева Анна Алексеевна, впоследствии почетный гражданин Виноградовского района.

К сожалению, в последние десятилетия советской власти не всем населенным пунктам, расположенным на территории бывшей Шастозерской волости повезло в равной мере. Какие-то исчезли с карт, другие близки к этому, а третьи, наоборот, увеличились в размерах. В причины тому вдаваться не будем, предоставим слово местным жителям:

О. Артемьева: «Жителей в деревне немного, лишь на лето Шастки наполняются жизнью, приезжают дачники, а зимой там живет лишь девять человек, это всеми уважаемые люди. В основном, это простые рабочие, которые всю жизнь трудились на благо района, награжденные орденами, грамотами и медалями. Не могу не упомянуть о своей любимой бабушке - Ольге Ивановне Антипиной. Она всю жизнь проработала в Шастозерской школе учительницей начальных классов. Вместе с моей бабушкой работала еще одна замечательная женщина - Тамара Федоровна Антипина. Они воспитали не одно поколение учеников и все им очень благодарны.

У Шастозер есть и свой день деревни. Это 12 июля - Петров день. Мы его называем “молодецкий вечер”, отмечаем всей деревней. У нас всегда много гостей из Горы, Уйты, Рязаново, Моржа, Березника. Праздник отмечаем весело и задорно, вся деревня празднует до утра.

А еще я хочу рассказать вам о нашей природе. Те, кто побывал в Шастках хотя бы один раз, их никогда не забудет. У нас очень красиво! Деревню с трех сторон окружает лес, с одной стороны поля. На этих полях ежегодно ставится сенокос, там растет большое количество цветов. Через все поле тянется дорога к реке. На берегу Северной Двины раскинулся великолепный пляж. Лес вокруг деревни щедр ко всем: к местным жителям и к соседям. У нас в лесу произрастают подснежники, занесенные в Красную книгу.

Я очень люблю свою деревню и хочу, чтобы о ней знал район».

Источники будут указаны позже

**В интернете нет ни единой фотографии села Шастки, если Вы располагаете ими, большая просьба - поделитесь! Фотографии можно прикрепить к комментариям или загрузить в фотоальбомы нашего сайта Фотографии других сел тоже приветствуются! **

Категория : ИсторияШастозерскойволости-селКраеведениеДвиноважье
Теги : ИсторияШастозерскойволости-селКраеведениеДвиноважье