Главная » Краеведение » Сообщения путешественников

Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году

Книга: Челишев, Петр Иванович. Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П. И. Челищева : изд. под наблюдением [и с предисл.] Л. Н. Майкова / П. И. Челищев ; - Санкт-Петербург :[Тип. В. С. Балашова]? 1886. - XXII, 315 с., [8] л. ил.

Челищев Петр Иванович (1745-1811) - путешественник, писатель, просветитель. Учился вместе с А. Н. Радищивыв в Пажеском корпусе, в числе 12 лучших учеников был послан в Лейпцигский университет (Германия). В 1791 году предпринял путешествие по Северу России, побывал на Соловках, в Онеге, Архангельске, Холмогорах. На родине М. В. Ломоносова в Куростровской волости поставил деревянный памятник великому ученому. (Поморскоя энциклопедия. - Т. 1 . - С. 436).

Во время своего путешествия П. И. Челищев вел подробный путевой дневник, который "напечатан во всей полноте, без всяких пропусков и изменений, с исправлением лишь правописания…" практически через сто лет (1886) Л. Н. Майковым.

Дневник представляет собой описание тех мест, где побывал Челищев во время путешествия в 1791 году: описание городов Архангельска, Онеги, Холмогор, Красноборска, Великого Устюга, Тотьмы, Кириллова, Вологды. Посетил Челищев и села нынешнего Виноградовского района: Кальи, Морж, Шастки, Усть-Ваеньгу, Березник, Шиленьгу, Прилуки, Корбалу, Ростовское, Конецгорье, Кургомень, Тулгас, Троицу, Заостровье, Сельцо и Борок.

В издание вошли указатели личных имен, местных названий, предметов и список местных слов, а также различные рисунки и чертежи.





16-я часть. От уездного города Холмогор до начала Шенкурского уезда рекою ж Двиною.

[]

Отъехавши от деревни и станции Взвозу осьмнадцать верст, для перемены работников и лоцмана, в половине одиннадцатого по полудни часа пристали к стоящей на правом берегу деревни и почтовой станции Колеской. Во ожидании ж, поколь собрали шести работников и седьмого лоцмана Демида Власова, поужинали в катере. Потом, при попутном же ветре в три-четверти двенадцатого часа по полудни ж поехали парусами. Против оной деревни на левом берегу при устье впадающей в Двину речки Колесенки Колеской волости погост; в нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Димитрию Селунскому чудотворцу. В девяти верстах от Колеского погоста и станции в правой стороне ветхий, небольшой, узпраздненный при открытии штата, деревянный Никольский монастырек; в нем одна деревянная церковь Николаю Чудотворцу, в которой по праздникам только Николая Чудотворца, что в год бывает два раза, служит Колеского погоста священник. А при том пустом монастырьке живут одни, прежде бывшие сего монастыря, а ныне казенного ведомства экономические крестьяне.

5-го числа августа в пятницу. Отъехавши на оное число от Колеской станции в ночи пятнадцать верст, для перемены работников и лоцмана в половине пятого по полуночи часа пристали к стоящей в правой стороне экономической деревне и станции Моржегорской; а от оной с восеми работниками, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, в четверть шестого часа поехали бичевою. В четырех от сей станции верстах, в правой же стороне, Моржегорской станции погост; в нем две деревянных церкви: первая — святым Богоотцем Иоакиму и Анны, вторая — Илии Пророку и Василию Великому.

От Моржегорской до Шестозерской станции пятнадцать верст. За частыми чрез реку с одного берега на другой замелям от наноснаго песку переборами, притом же и по незнанию лоцманову настоящего фарватера, ехали до первого часа по полудни. К Шестозерской же станции и деревне, стоящей в правой стороне, для перемены работников и обеда пристали в час по полудни. Во ожидании ж, покуда сготовят на берегу кушанье и наймут до будущей вперед станции на катер работников и знающаго фарватер лоцмана, ходил я пеший в расстоящий от нашей пристани верстах в двух той Шестозерской волости погост, в котором две деревянных церкви, первая — во имя первоверховных апостол Петра и Павла, вторая, двуэтажная, в верху — святителю Христову Модесту патриарху иерусалимскому, придел — великомученику Георгии, в низу — Николаю Чудотворцу.

Катер "С нами Бог", на котором П.И. Челищев путешествовал по Двине. Рисунок автора 

Отслушавши во оных церквах храмам и хотящим по водам плыти молебен, пришедши с тамошним священником на катер и в катере отобедавши, опять его выпустили на берег, а сами с десятьми работниками и лоцманом Васильем Евсеевым, при небольшом противном ветре и ясном небе, в три часа по полудни поехали бичевою, а в других местах и переборах греблею.

От Шестозерской станции в пяти верстах ночью уже проезжали стоящий в левой стороне при устье впадающей в Двину судоходной pеки Ваги погост Усть-Ваинга; в нем две деревянных церкви: одна — Покрову Пречистыя Богородицы, другая — Димитрию великомученику Селунскому чудотворцу. Проехавши от Шестозерской станции пятнадцать, а всего от уездного города Холмогор 244 версты, с правой стороны впадает в Двину большая судоходная река Пянда, по которой, по нынешнему разграничиванию, Холмогорский уезд кончился, а начался Шенкурский.

В Шенкурском уезде по минувшей четвертой ревизии в тысячи ста шестидесяти-двух дворах имеется казенного ведомства крестьян дворцовых: мужеска — 18,420, женска — 18,826; экономические: мужеска — 1,091, женска — 1,154; черносошных: мужеска — 738, женска — 706; итого мужеска — 20,249, женска — 20,746, а обоего мужеска и женска пола — 40,995 душ.

Оные крестьяне все вообще, по довольному количеству изрядной к хлебородию земли, упражняются в довольном для пропитания своих семейств хлебопашестве, ибо в Шенкурском уезде рожь родится сам-сем, ячмень сам-пят и сам-шест, овес и горох сам-четверт, пшеница сам-третей; а другого никакого хлеба, кроме льну, затем что и семена не выростают, не сеют. Житeльcтвyющие ж по берегам Двины пашут только рожь, ячмень и лен; рожь у оных родится сам-пят и сам-шест, ячмень сам-шест, льну с четверика совсем как надобно прясть отделанного, выходит до двух с половиною пуд; оный лен архангельским и шенкурским купцам и бральщикам или закупщикам продают по четыре и по пяти рублей пуд. Хлеба они не покупают, а каждый год довольствуются своим и еще несколько продают. Все оные Шенкурского уезда крестьяне для продажи в Архангельске, на отпуск за море гонят, в знатном во всем уезде количестве смолу, так что каждый работник выгоняет ее в год до пятнадцати и восьмидесяти пудовых бочек. Бочку ж продают от рубля двадцати копеек до полуторых рублей; а на каждую бочку для выгонки смолы портят соснового лесу самого хорошаго тридцать, а который похуже — пятьдесят дерев. Кроме же хлебопашества и смолокурения, бьют водящихся в их лесах зверей: медведей, волков, лисиц, куниц, зайцев, выдр, горностаев, норок, барсуков, россомах; птиц:_ глухих и полевых тетеревей, копалов, мордах, рябчиков, куропаток, диких голубей, гусей, уток, пунашков и куликов.

В Шенкурском уезде имеются из крестьян мастеровые: плотники, кузнецы, портные, сапожники, кожевники и горшечники; оные от своих промыслов и рукоделий довольствуются без смолокурения, а только имеют одно хлебопашество; малое число бочарей, которые всегда упражняются в делании для смолы бочек; другие на двинских судах ходят лоцманами:, в прочем от домов своих никуда в заработки не отлучаются. В рассуждении ж сенокосных мест, скота всякого держат довольно для себя и продажи. Женский же пол также, как в Архангельском и Холмогорском уездах, упражняется в ткании на продажу холста.

В Шенкурском уезде церквей: каменная — 1, деревянных — 102. При них церковнослужителей: мужеска — 360, женска — 380, а обоего мужеска и женска пола — 740 душ. Кормятся от прихожан, смолокурения и своего хлебопашества.

Крестьянских мучных мельниц: водяных — 61, ветреных — 85; озер — 151; рек — 72; в них ловится рыба: щуки, окуни, налимы, харьюсы, лещи, язи, головли, а изредко и семга.

Лес растет: еловый, сосновый, березовый, листвяничник, осина, желомустник, ива, ольха, рябина, черемха, калина, черная и красная смородыня, малинник, шиповник и можжевельник. Соснового лесу великое каждый год множество жители изводят на смолокурение, на делание на смолу бочек, а также не малое количество каждый год употребляют соснового и еловаго, годного на строение, лесу на плоты, которые они делают не в один, а в два ряда; на них отвозят к городу Архангельску смолу, рожь, ячмень, овес и муку; распродав же оное, плоты те почти за безценок отдают. Ягоды в лесах ростут: морошка, брусница, черница, голубица, земляница и клюква. Огородния овощи родятся: капуста, редька, репа и хмель.

Во оном Шенкурском уезде, расстоянием от города в восьмидесяти-пяти верстах, бывает в Благовещенской волости годовая ярмонка, которая начинается с первого марта и продолжается чрез пятнадцать дней; называется ж она по волости Благовещенскою, а по началу торга Евдокеевскою. На сию ярмонку великое множество собирается уездных жителей из Шенкурского, Вельского и Красноборского уездов с разными домашними деревенскими продуктами и рукоделиями. И приезжают из разных городов Тульского, Калужского, Тверского, Новгородского, Владимирского, Ярославского, Костромского, Казанского, Вологодского, Олонецкого и Архангельского наместничеств купцы и продают всякие российские и иностранные товары. На сей ярмонке архангельские купцы с помянутыми трех уездов крестьянами о поставке к ним весною и летом смолы и говяжьяго сала с немалым денежным задатком контракты заключают. Оный великий торг производится в гостином старинного строения деревянном дворе, имеющим вид замка, с довольным числом лавок и постоялых дворов, отдаваемых на ярмочное время из казны в наем.

 

17-я часть. От начала Шенкурского уезда рекою ж Двиною до уездного Вологодского наместничества Велико-Устюжской области города Красноборска.

6 IX

6-ro числа сентября в субботу, отъехавши от устья реки Пянды и от Холмогорского уезда на оное число в ночи тринадцать верст, в три часа по полуночи для перемены взятых из Шестозерской станции работников, пристали к стоящей в левой стороне дворцовой деревни и почтовой Березовской станции, от которой с пятьми бичевщиками, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, в четыре часа по полуночи ж поехали бичевою. Подъезжаючи к погосту и почтовой станции Шиленг, за большими песками и мелями, одну версту ехали часов семь.

Отъехавши от Березовской станции двенадцать верст, в шесть часов по полудни для перемены работников пристали к погосту деревни и почтовой станции, стоящей при устье впадающей с левой стороны малой, крутоборегой речки и по ней называющейся Шиленги. В нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Георгию. Во оной деревне квартерою за холодною погодою стали в доме крестьянина и той волости земского Алексее Потапова. И за приключившеюся мне и человеку моему болезнею, пробыли 7-е и 8-е числа сентября, то есть, воскресенье и понедельник.

Памятник, поставленный П. И. Челищевым на месте рождения М. В. Ломоносова

А во вторник 9-го числа после литургии и храмам молебна, прямо вышедши из церкви сели в свой катер и в нем с священником того погоста отобедавши и выпустивши его опять на берег, при ясном небе и противным, не очень большим ветром, со взятыми отсель десятьми работниками и одиннадцатым лоцманом, в четверть третьего часа по полудни поехали бичевою. В двух верстах от Шилинского погоста в левой стороне в деревни Прилуках деревянная часовня — святителем Христовым Николаю Чудотворцу и Модесту патриарху иерусалимскому. В пяти верстах в левой стороне погост Карбацкой волости; в нем две деревянных церкви: одна — Илии пророку, другая — великомученицы Параскевы. В восьми от Карбацкого погоста верстах, в левой же стороне погост Ростовский; в нем две деревянных церкви, одна — Живоначальной Троицы, другая — Введению во храм Пречистыя Богородицы.

10-го числа в среду, от Ростовского погоста в десяти верстах в левой же стороне проезжали погост Конецгорья; в нем две деревянных церкви, первая — Вознесению Христову, вторая — святителем Афонасию и Кириллы патриархом Александрийским. Отъехавши от сего погоста одну версту, а всего от Шиленги двадцать-шесть верст, для перемены бичевщиков и лоцмана, в половине девятого часа по полуночи пристали к стоящей в левой же стороне деревни Сидоровской, возле которой, за нескорым собранием работников, простояли до одиннадцатого часа. В половине ж того часа, при ясном небе и небольшом противном ветре, с десятьми ж человеками бичевщиков и одиннадцатым лоцманом, поехали бичевою.

В пятнадцати от деревни Сидоровской или Конецгорской станции верстах, в левой стороне погост Кургоминск; в нем две деревянных церкви: одна — Воздвижению Честного и Животворящаго Креста Господня, другая — Илии пророку. Верстах в двух от оного погоста для обеда и отдыху работникам стали на якорь и простояли с час. Потом снявшись с якоря, при той же погоде и мрачном небе, поехали бичевою и греблею. В десяти от Кургоминского погоста верстах в правой стороне погост Тулгосской волости; в нем две деревянных церкви, одна — Клименту папе Римскому и Петру Александрийскому, другая — священномученику Власию.

Отъехавши от оного погоста одну, а от деревни Сидоровской и Конецгорской станции двадцать шесть верст, в семь часов по полудни для перемены работников против Тулгосской почтовой станции пристали к берегу. И во ожидании, поколь собрались работники, на берегу, при разведенном огне напились чаю и, изготовивши кушанье, в катере; поужинали. Потом, с девятьми работниками и десятым лоцманом, в половине одиннадцатого часа, при небольшом противном ветре, поехали в ночь сперва греблею, а потом, по способности берега, бичевою.

В ночи проезжали погосты_1) в девяти верстах от Тулгосской станции в левой стороне Троицкий; в нем две церкви: одна — каменная, другая — деревянная; каменная — во имя Живоначальной Троицы, деревянная — Богоявлению Господню и Благовещению Пресвятыя Богородицы; 2) в шести от Троицкого верстах, в левой же стороне, Заостровский; в нем две деревянных церкви: одна — Рождеству Пречистыя Богородицы, другая — Архангелу Михаилу; 3) в семи верстах от Заостровского, в левой же стороне, Селецкий; в нем две ж деревянных церкви: одна — Животворящему Кресту Господню, другая — Илии пророку.

11-го числа в четверток, отъехавши от Селецкого погоста три, от Толгусской же станции двадцать-пять верст, в четыре часа по полуночи для перемены бичевщиков, пристали к имеющейся в Селецкой волости почтовой, стоящей на левом же берегу, станции. А от оной, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, с девятьми работниками и десятьми лоцманом, в половине шестого часа поехали бичевою.

Отъехавши от Селецкой станции семь верст, в осьмом часу по полуночи ж [для сыскания каргопольского купца Ивана Васильевича Маркова, который здесь живет по винному в Шенкурском уезде каргонольского ж купца, а его крестного отца и троюродного дяди Ивана Александровича Маркова откупу поверенным], пристали к погосту Борецкой волости. Во оном погосте деревянная церковь Стретению Господню, а на построение каменной церкви помянутый купец Марков заготовляет материал. Но как оного поверенного за отлучкою его в Шенкурск в сем погосте не нашли, то по надобности мне в деньгах, послал я к нему на почтовых лошадях в Шенкурск [до которого от того погоста 156 верст] своего человека; а сами для ожидания, покуда он возворотится из Шенкурска, переехавши против сего погоста на правую сторону, возле Линовской деревни остановились.

Во оной деревне весьма ветхая деревянная церковь небольшая во имя Воздвижения Честного Креста Господня, и празднуют еще великомученицы Параскевы. В ней служба бывает во оные только праздники, да и то не каждый год, а когда вздумают Борецкого погоста священники. Здесь в двух розных дворах живут два родных брата и при них, престарелых уже лет отец; отставной солдат. Они во время моей бытности жили в малых и весьма тесных своих банях, ибо избы у них прошедшее лето сгорали, которые, как нам виделось, сожжены нарочно беглыми разного звания людьми, коих, надобно по наслышке думать, держат они под своим укрывательством. Во одной из тех превращенных из бань изоб, за холодною погодою расположась квартерою, обедали. И чтоб в той церкви отслушать нам сего числа с вечера всенощную, а завтра литургию, в помянутый погост Борок послали двух здешних мальчиков за священником, но не дождавшись ни священника, ни посланных, в той же избе собрались было ужинать и ложиться спать. Но как начали к нашему катеру подозрительным образом по часту подъезжать неизвестные люди в лодках, то по таковой опасности, взявши самых двух хозяев, пошли все ужинать и ночевать на катер и зарядили все пять пушек и ружье пулями; и те люди, видевши нашу предосторожность, больше не показались.

12-го числа в пятницу. Священник из погоста Борку поутру приехал, и мы, в тутошней Воздвиженской церкви отслушавши всенощную, литургию и с водным освящением молебен и в той же избе, где по приезде пристали, со священником отобедавши, в три часа по полудни, при пасмурном небе и противном малом ветре, поехали вперед к Пучинской почтовой станции бичевою. В трех от Липовской деревни верстах Шенкурский уезд в правой стороне кончился, а начался Вологодского наместничества Велико-Устюжской области Красноборский уезд, а в левой стороне Шенкурский же продолжается. Отъехавши от Липовской деревни пять верст против стоящей в правой стороне деревни Слуда Царева, сели на мель и не могли, за малостию народа, с нее сняться, для чего и послал я в означенную деревню за рабочими людьми, во ожидании которых и простояли на одном месте часа три. По приезде ж работников десяти человек, снявшись с мели, к Пучинской станции поехали в ночь бичевою и греблею.

Категория: Сообщения путешественников | Добавил: admin (13.11.2012)
Просмотров: 11825 | Теги: электронные книги, Виноградовский р-н, 18 век, Борок



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]