Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
02:16
Изместьева Л.А. Борецкая роспись. - Архангельск, 1994

Книга: Изместьева Л.А. Борецкая роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» Выпуск № 4. - Архангельск, 1994, 51 с




Борецкая роспись

      © Изместьева Л.А.; 1994 г.

БОРОК - древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района Архангельской области), возникшее еще при заселении двинского края новгородцами.

Предание связывает эти места с боярами Борецкими, и в частности со вдовой новгородского правителя XV века Марфой Посадницей, злейшим врагом московских князей, защитницей новгородских вольностей, главой так называемой "литовской" партии. Очевидно, сюда, на Северную Двину, перебрались и новгородцы-иконописцы со своими живописными традициями, хранимыми здесь очень долго.

В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Матвеевна Амосова, по прозвищу Польникова. Ее работы по росписи прялок широко известны. Живописцами были и ее братья Степан, Никифор, Василий, Михаил, Кузьма, но на базарах особенно ценили прясницы Пелагеи Амосовой. У нее был свой стиль росписи. Она любила прялки нарядные, рисунок трехъярусный ("став с окольницами", "став с древом" и "став с конем") с золотом по белому фону и красными травными узорами. Это общее. Ä дальше идет свое - то, что на Двине называют "Палагина работа".

В верхней части у нее на прялке два золотых окна ("окольница") с красными переплетами и обязательно с цветами, каких соседи не пишут: четыре маленьких овала, один на другом, а на стебельке три пары - желтые, зеленые и красные (бывают и другие цветовые варианты).

Между окнами многоцветный куст, а на нем (так же, как иногда и на оборотной стороне прялки) - сказочная красная птица с зелеными крыльями. Птицы у Пелагеи Амосовой особенно красивы.

Среднюю часть с полукружием, напоминающим церковные врата, заполняет "древо жизни". По бокам - две пышные птицы.

Нижняя часть - приезд жениха. Конь обычно один, красный или золотой, по форме крепкий, тяжелый, с резво выброшенной вперед ногой.

Василий Амосов отличался тем, что особенно любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так что конь и повозка с человеком только прорисовывались черно-красным контуром, а красно-желтые цветы писались тоже по золоту.

Большим выдумщиком считался Никифор Амосов. Сюжеты его росписи порой совсем необычны. Есть прялка его работы, где на двух верхних "ставках" помещен целый зверинец: двугорбый верблюд, обезьяна, лев, на ножке слон и какой-то неведомый зеленый зверь в красных пятнах. Над рисунком, изображающим повозку с парой разноцветных (красный и зеленый) коней и возницей в старомодных кафтане и шапке (все это черты росписи, характерные для Никифора Амосова), помещены еще всадник на лошади и женщина с сумкой и зонтиком!

Кони и у Пелагеи Амосовой и у ее братьев по форме одинаковые, так как контуры коней рисовались по общему трафарету. Надо еще отметить, что все Амосовы пользовались циркулем для прочерчивания полукружий второго "става" и узоров с "громовыми" знаками на ножках прялки.

Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы любили применять при росписи прялок: свадебные катания; сцены крестьянского труда - прядение, ткачество, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице; сцены отдыха, винопития и чаепития.

Нередко такие бытовые сцены на борокских прялках сопровождаются надписями: "Везет молодец девицу на златогривых лошадях", "Эта прялочка изрядна, а хозяюшка обрядна".

Есть прялка Пелагеи Амосовой, где над сценой выезда в середине вместо древа жизни - сцена чаепития, а внизу надпись: "После чаепития хорошо прокатиться и наоборот".

Борокские прялки поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т. п.

Изготовлял прялки для Амосовых местный плотник Василий Иванович Никитин. Почти все, что нужно было сделать крестьянину из дерева, выходило из рук Василия Ивановича. Ремесло свое получил от отца, а тот - от деда. В деревне так всегда было: сын наследует "рукомесло" отца. Не случайно, оказывается, здесь прялки крупные, массивные. Вырезали их из целого дерева с корнем. Из нижней части ствола делали ножку прялки и головку, куда привязывалась кудель при падении, а из горизонтального ответвления корня - донце (сиденье пряхи). Форма прялки здесь была всегда одна.

Верхушку украшали "бобочками" или "бобошками" (верхние круглые выступы; в других описаниях они могут встречаться под названиями: "городки", "маковки"), а низ головки - "сережками".

"Бобочки" - так это же ведь "бочки", т. е. вид крыши на деревянных церквях, на верху прялки они вполне на месте. "Сережками" украшались крестьянские дома, а фигурные ножки прялки такие же, как столбики балкончиков и крылец. Это сходство теперь понятно: ведь и дома и прялки делали одни и те же мастера; совершенствуя мастерство из поколения в поколение, они на прялки перенесли черты древней северной архитектуры, воспетой еще в былинах:

... Терема-то все златоверховатые...

Каждая с маковкой-жемчужиной...

 

Прялка, расписанная В. М. Амосовым. 1890 г.
Северная Двина. Деревня Скобели.
Виноградовский район. Архангельская область

Прялка, расписанная Василием Амосовым, - предмет необычный. Это подарок его невесте. Роспись как бы сверкает, каждый листик орнамента выписан особенно тщательно. Как обычно, расписное поле делится на три яруса - става (т. е. полочки). В верхнем - окошки ("став с окольницами"), средний - с пышным кустом в цветочном горшке ("став с древом"), в нижнем – поездка ("став с конем"). Здесь, внизу, "на земле", Василий нарисовал запряженный парой коней возок с молодыми: впереди на облучке сидит парень, он крепко натянул вожжи, сдерживая бег рвущихся вперед коней, сзади - девушка в модной шляпке держит над головой раскрытый зонтик. Зонтик и шляпка здесь – последний "крик" деревенской моды конца прошлого века. Изобразив себя с невестой в свадебном выезде, художник, естественно, показал и самые модные одежды.

В борецком направлении живописного искусства развитие шло по пути все большего отражения окружающей действительности.

Ярко расписанные, горящие золотом предметы очень нравились жителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они могли отправиться к мастеру или на ярмарку за несколько десятков километров.

Фрагменты росписи борецкой прялки
НИЖНИЙ СТАВ С КОНЕМ

На рисунке изображена сцена катания (по-видимому, жениха) на коне, запряженном в возок. Все свободное поле фона занимает пышный растительный узор, состоящий из трилистников и веточек с ягодками. Сцена катания вместе с растительным узором обрамлена геометрическим орнаментом, состоящим из цепочки бегущих треугольников.

Здесь преобладают красный, оранжевый и зеленый, вокруг - черный контур.

Композиция выглядит очень яркой, праздничной, нарядной, что характерно для борецкой росписи.

Скопкарь. 1823 г. Борецкая роспись
Архангельская область. Виноградовский район.
Пристань Борок. Деревня Скобели.

Росписью покрыт не весь скопкарь, а только его верхняя часть. По самому краю идут узкие полосы-узоры из треугольников и цветочков. "Грудь" скопкаря украшена декоративной розеткой, от которой в обе стороны как бы разбегаются гибкие стебли, унизанные крупными изогнутыми листьями со штриховкой и "оборочками" по краям. Среди них красные цветы тюльпана, характерные для борецкой росписи. Около самой розетки, на груди скопкаря, узор веток особенно густой и широкий. Постепенно двигаясь к бокам, он становится уже менее пышным и постепенно замирает к хвосту сказочной птицы. На хвосте скопкаря мастер написал крохотный красный тюльпанчик с пышной оборкой красных лепестков с красными и зелеными листами. На широкой части хвоста-ручки в круг вписано изображение птицы. Роспись восхищает не только декоративностью крупного по форме орнамента, но и сочностью колорита, где основные цвета – яркая киноварь и изумрудная зелень.

Прялка. Вторая половина XIX века.
Архангельская область. Виноградовский район.
Пристань Борок. Деревня Скобели.

Роспись прялки типична для Борка. В основе ее также лежит древняя схема, где большая часть лопасти была занята композицией, напоминающей иконостас с царскими вратами (так представлялся художнику терем невесты), а ниже изображалась сцена катания (по-видимому, жениха) на саночках. Именно эта композиция лопасти, постепенно меняясь, в конце XIX века получила три четких деления, которые художники Борка называли ставами. Перед нами классический образец борецкой прялки с тремя ставами. Ряд крупных городков с розетками и сдвоенными трилистниками украшает верхний срез прялки. Под ними птица, напоминающая тетерева, и два оконца по краям. Это верхний став. Ниже, в углах среднего става, - поясные портреты двух мужчин с цветками в руках - мотив, нередко встречающийся в борецкой росписи. А в центре - огромный, традиционный для Борка цветок тюльпана, красно-коричневый, с декоративными крупными тычинками. Нижний став - с конем, запряженным в саночки. Все свободное поле фона и здесь занимает роскошный цветок тюльпана. Нижнюю часть лопасти украшают круглые серьги с розетками. Ножка прялки состоит из розеток. Вся композиция лопасти обрамлена декоративными бордюрами, состоящими из треугольников. Роспись выполнена в основном красным, коричневым и оранжевым, а контур - черным цветом. Прялка отличается красотой композиционного решения, богатством орнамента и тщательной отделкой деталей.


Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 14759 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]