Главная » Культура и традиции » Традиции
17:28
Масленица в былое и настоящее время.

Масленица, как и по всей России, на Севере носила развлекательный характер, говорили: «широкая Масленица наступила». При всем разнообразии и варьировании ритуалов она повсюду была одним из самых больших праздников. Кульминация праздника в других областях России - проводы Масленицы и масленичные костры на Архангельском Севере не встречались. Зато было много других традиционных забав.

Святки считались праздником холостой молодежи, а Масленица - молодоженов. Основные обрядовые масленичные действия, связанные с молодоженами, приезжавшими в гости к родным невесты, носили эротический характер. Повсеместно были распространены подшучивания над ними. Это называлось примораживать молодых, солить рыжики, шапки трясти. При таких забавах молодухи показывали всенародно свою любовь и целовали мужей. В Пинежском уезде молодую заставляли целовать мужа столько раз, сколько захочется окружающим, т.е. солить рыжики, а если она сопротивлялась, то под сани, на которых молодожены должны были съезжать, лили воду, т.е. примораживали молодых. Когда же молодуха все выполняла, супругов с песнями скатывали с горы. В Мезенском уезде «с молодых шапки снимали. Снимут да трясут и не отдают. Молодая должна мужа поцеловать, и тогда шапку отдадут и с горы их покатят».

На Мезени и Лешуконье с приходом молодых на горку пели «сковородочку», исполняли ее и на молодежных игрищах, независимо от времени года во время поцелуйных игр:

Сковородочка в печи, сковородник на печи.

Немного хлопочи

Десяточка два блинков испечи,

Двое ходят - двое бродят,

Двое сойдутся - двое обоймутся.

Пришел такой указ:

Целоваться двадцать раз.

Не одинова не даст, а хоть даст, так два раз.

Вени-голик, целоваться велит,

Сито-решето, целоваться хорошо.

На Масленицу высмеивали молодежь, не вступившую в брак. Существовала пословица: «девушки баски остались до Пасхи - задрали хвосты на Великие посты».

Одной из масленичных забав было катание с гор. Горки готовили заранее (одна из обязанностей юношей) и разных видов: естественные, на речном склоне (их заливали водой), специально построенные, деревянные и просто уложенные на скате две жердины (катушки). Массовые молодежные катания начинались с мясного заговенья. Съезжали с гор на простых санях, праздничных санках, обвешанных цепями, бубенцами для звона, на обледенелых рогожках. Катанию с гор придавалось особое магическое и ритуальное значение. Например, во многих уездах существовал обычай скатывания девушек с гор на своих прялках. Считалось, что у той, что дальше всех прокатится, будет самая лучшая кудель. Парни катались на санках девушек, стараясь при этом сесть к ним на колени. Любили парни и просто переворачивать сани и запрокидывать девушек на снег, но не каждая удостаивалась подобной чести: «другую девку парни закатывают, почетной девке передыху не было, непочетная весь вечер на горке в сторонке простоит». На Масленицу устанавливали на льду кружало, деревянное сооружение, напоминающее карусель, на котором парни катались вместе с девушками. Большой популярностью пользовались катания на тройках и парах. Сани, дуги были празднично расписаны, украшены лентами, бубенцами, поддужными колокольчиками.

Празднование Широкой Масленицы в Березнике. Фото: Елена Зуева. 2012 год.

На Архангельском Севере, в отличие от других регионов России, Масленица не везде сопровождалась блинами. Вместо блинов здесь пекли сковородники - круглые лепешки из жидкого пшеничного теста, политые сверху сметаной. В больших количествах выпекали также калитки, сочни и особенно любимые шаньги: «напекут шанег стопы такие большие да разны: пшенны, крупяны».

В последние годы в городах Архангельского края Масленицу широко празднуют непосредственно в воскресенье, стараясь отмечать все дни Масленичной недели, забывая, что к началу ХХ в. во многих волостях Архангельской губернии справляли только четверг и обряды, с ним связанные. Что же касается остальных дней, то были забыты даже их названия, в отличие от Центральной и Южной России. В современной архангельской Масленице явно проступает влияние общерусской обрядности.

Организаторы праздника часто пытаются обыграть названия дней Масленичной недели местным фольклорным материалом. В пос Березник в понедельник, называемый встреча Масленицы, сооружают горки и снежные фигуры на стадионе; вторник – это заигрыши, ДК и клуб приглашают поиграть в масленичные игры; среда - лакомка, устраивают ярмарку-распродажу сладостей; четверг - разгул, с широкого четверга празднуют во всю ширь, в поселке проводят спартакиаду и хоккейный матч местных команд; пятница и суббота - вечерки, устраивают посиделки с бабушками - участницами березниковского фольклорного хора с песнями, играми и танцами, спектакли по произведениям С.Г Писахова; воскресенье - Проводы Масленицы.


Книга: Фролова А. Русский праздник. Традиции и инновации в праздниках Архангельского Севера XX - начала XXI века. - М, Феория, 2010 Скачать, читать онлайн
Категория: Традиции | Просмотров: 11448 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]