Главная » Культура и традиции » Борецкая роспись
02:00
Русская народная резьба и роспись по дереву - 1974

Книга: Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника / [О. Круглова]. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 239 с.: ил.





Русская народная резьба и роспись по дереву

©
Круглова О.В.; 1987 г.

О Борецкой росписи

Выдающимся явлением была роспись деревянных предметов Северной Двины. Раньше в понятие этой росписи входили все ее виды. Но в 1959 году экспедицией Загорского музея были найдены и четко разграничены ее центры. Это Пермогорье, Ракулка и Борок с близкими к нему по стилю поздними центрами Пучугой и Тоймой.

Прялки Борка, Пучуги и Тоймы — корневые — северный  тип прялки. По классификации А. А. Бобринского относились к третьему двинскому типу,  куда входили все виды северодвинской росписи. Экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова) эти прялки были разграничены и установлены центры их производства.

Когда-то был один центр — Борок, впоследствии отпочковались еще два куста: село Пучуга и деревня Первая Жерлыгинская (новые центры росписи расположены недалеко друг от друга в Верхнетоемском районе). Все три селения расположены в 15—20 км друг от друга. Прялки этих трех кустов имеют ярко-белый фон. В росписи их много золота. Орнамент мелкий и дробный. Композиционно лопасть делится на три става; в поздних образцах нижний занят изображением возка. Необычайная нарядность и яркость росписи отличают прялки этих трех центров от прялок Пермогорья, сдержанных и очень гармоничных по колориту. Прялки Борка, Пучуги и Тоймы можно всегда отличить по ножке: у борецких прялок всю фигурную ножку заполняет растение с прямым стеблем, у прялок Пучуги стебель растения повторяет изгибы фигурной ножки, у прялок Тоймы ножки чаще всего исполнены на токарном станке и состоят из округлых балясинок.



Прялка. 1911. Архангельская область, Виноградовский район, пристань Борок
Прялка. Начало 20 века. Архангельская область, Верхнетоемский район, деревни на реке Нижня я Тойма
Прялка. Начало 20 века. Архангельская область, Верхнетоемский район, село Пучуга

В Борке издавна сложились своя схема построения и свой характер росписи прялки. Лицевая часть прялки делится по вертикали на три равные части, которые назывались ставами. В конце 19 века внизу изображалась сцена катания в нарядном возке, выше — пышный цветок и сказочные птицы, а вверху золоченые оконца. На внутренней стороне прялки любили писать бегущего конька, пастухов со стадом, сцены охоты. Фон — обычно ярко-белый, а иногда золотой, в орнаменте много красного цвета. В народной росписи борецких прялок есть много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем»: одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы и композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, всегда горячий колорит живописи.



Прялка. Фрагмент. 1922 год. Архангельская область, Виноградовский район, пристань Борок, деревня Городок
Белофонная роспись. 89 х 25 х 56. Инв. № 3874 д
Привезена экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова)

Эта роспись исполнена по всей вероятности одним из ведущих мастеров борецкого промысла начала 20 века Василием Амосовым. Нарядность прялке придает золотой фон, на котором, как драгоценные вставки, сверкают детали яркой росписи. Особенно пышно растение «среднего става», окруженное сказочными птицами. Тонким, очень изящным узором расписан возок нижнего става. Возница одет в древнерусскую одежду с жемчужным оплечьем, шапочку, отороченную мехом, и напоминает персонажи северных икон 16—17 веков. Работы Василия Амосова отличаются красотой общего композиционного решения, богатством орнамента, тщательной отделкой деталей.

Категория: Борецкая роспись | Просмотров: 13482 | Добавил: admin



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]