Чажестрово: очерки о прошлом / А. И. Бутаков

Бурлаки на Северной Двине
‹‹ Назад                            Содержание                           Далее ››

Всем с детства знакомые картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и стихи Н. А. Некрасова о бурлаках, сложили расхожее мнение, что бурлачество было только на Волге. В самом деле это не так.

Исторические источники свидетельствуют, что бурлачество на северных реках появилось с давних пор, как только возникла необходимость доставлять иноземные товары, привозимые в Архангельск, в центр России, а также для обеспечения передвижения иноземных и своих послов, других важных лиц. Так, Тотемская таможня с 1 сентября 1634 г. по 31 августа 1635 г. зарегистрировала более 500 судов, проходящих из Вологды в Архангельск и обратно, груженых солью, хлебом, рыбой, железом и другими товарами отечественного и иностранного привоза [84]. За 1872 г. только вверх по Северной Двине прошло 228 судов.

На протяжении почти трех веков в летний период чажестровцы могли наблюдать прохождение многочисленных караванов судов вверх и вниз по реке, движимых северными мужиками, тянувшими хозяйские суда бичевой.

Вдоль кромки берега реки тысячами крестьянских лаптей ежегодно протаптывались бурлацкие тропы (бичевники).

Бурлацкий труд был очень тяжел и изнурителен. Особенно тяжело было весной по большой воде и холодной погоде и осенью с её ранними заморозками. Основным орудием у бурлака была лямка, сшитая чаще всего из толстой холстины, шириною около четырёх вершков (вершок 4,4 см) [85].

Бурлаки объединялись в артели, которые нанимались проводить суда от Вологды до Архангельска и обратно или на отдельные участки этого пути. Суда, идущие от Архангельска в Вологду, требовали от 20 до 40 человек на каждое судно. Выручка за сплав барок в 1872 г. от Вологды до Архангельска составляла 25 30 рублей на человека, по отдельным участкам – 15 -18 рублей. Для сравнения скажем, что в 1875 г. поденная оплата труда в Архангельске с 1 сентября по 1 октября составляла: чернорабочий – 16 копеек, плотник – 28 копеек, сапожник – 46 копеек [86].

Многочисленные бурлацкие артели тянули суда и по Ваге, и по Пинеге, и по другим рекам Севера, так как здесь, в условиях бездорожья, водный путь являлся самым надежным для перевозки всевозможных грузов.

Для проводки судов по реке применялось несколько способов, иногда совмещаемых: парус, весла, вороты с завозом якорей, шесты и бурлацкая лямка.

В известной книге П. И. Челищева «Путешествие по Северу России в 1791г.», двигавшегося из Архангельска вверх по Северной Двине, постоянно встречаются слова: «за утишьем ветра поехали греблей и бичевой». Он же пишет: «6-го сентября, в субботу, отъехавши от устья реки Пянды… для перемены взятых из Шастоозерской станции работников, пристали к стоящей в левой стороне дворцовой деревне и почтовой Березовской станции, от которой с пятью бичевщиками, при ясном небе и тихой не ветренной погоде, в четыре часа пополуночи ж поехали бичевою. Подъезжаючи к погосту и почтовой станции Шиленьге, за большими песками и мелями, одну версту ехали семь часов. Оплата: за 1 версту – 1 копейка» [87].

Путевые заметки Челищева еще раз подтверждают, что даже небольшие суда, идущие вверх по течению, постоянно обращались к услугам местных бурлаков. Из числа крестьян ближайших деревень, хорошо знавших изменчивый фарватер Северной Двины и мелководной Ваги, брали и речных лоцмановносников, всегда сидящих на носу судна и указывающих направление движения.

В справочной книге по Архангельской губернии за 1875 г. говорится, что в тот период в Устьважской волости Шенкурского уезда бурлачеством занималось 618 человек, или более 12% от проживающих [88]. Это довольно много. К сожалению, конкретными примерами подтвердить данное утверждение сложно. Нам известно только, что в 1866 г. бурлачеством занимались Василий Колебакин из села Горбовского (Верхнее Чажестрово), а также Бутаков, Лукин и Поликин из Шиленьги [89]. Конечно, при желании в областном архиве можно найти и другие примеры.

Бурлачество на Севере просуществовало почти до конца XIX века, за более чем 300 лет сыграв немаловажную роль в торговле и развитии нашего края, да и всей европейской части России. С начала XX века перевозка грузов по реке окончательно перешла в обязанность пароходных компаний. Началась новая техническая эра.

Примечания

84. Колесников П. А. Северная деревня в XV-первой половине XIX вв. Вологда.1976. С. 52.
85. Поморский летописец. Архангельск. 2009. С. 112, 114.
86. Справочная книга по Архангельской губернии за 1875 г. Архангельск. 1875.
87. Челищев П. И. Путешествие по Северу России в 1791 г. М. 2008. С. 133, 165.
88. Справочная книга по Архангельской губернии за 1875 г. Архангельск. 1875.
89. ГААО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 71. Л. 2.

     ‹‹ Назад                        Содержание                          Далее ››

Оставить комментарий