Виктор Борисов

Коротко о разном

Очень приятно, когда в январе-феврале на небе появятся синие лоскутки и проглянет солнце как-то по особенному. Вдруг послышится дзиньканье синички.

Часто вспоминается, когда во время работы в поле дашь лошади немного передохнуть, а она благодарно прислонится своей большой мордой к твоей груди. Хотя и понимаешь, что тем самым она спасает свой лоб от укусов комаров, но всё-равно на душе потеплеет от полного доверия животного. Приятно также, когда лошадь своими мягкими губами осторожно берёт кусок хлеба или сахара с твоей ладони.

Испытываешь большую радость, когда неожиданно от совсем посторонних людей услышишь что-нибудь хорошее о человеке, которого тайно любишь.

Ни с чем не сравнима радость увидеть сквозь лесные заросли озеро, к которому несколько часов шёл по едва заметной лесной тропе.

Когда находишься один в лесу за много километров от жилых мест, рассчитывать приходится только на себя, на свои собственные силы. Бывает немного жутковато при мысли о том, что нечаянно можно, например, сломать ногу - тогда ситуация станет для тебя трагической. Лес стоит вокруг прекрасный, молчаливый и равнодушный - в нём идёт своя собственная жизнь, которой ты безразличен и неинтересен. Требуется некоторое мужество, чтобы поставить себя в такие условия, зато преодолев всё, чувствуешь себя обновлённым.

Невозможно передать словами чувство, испытываемое при подходе к родной деревне, которую ты не видел уже много лет. Переживания нарастают постепенно по мере того, как места, которые проходишь, становятся всё более и более знакомыми. Наконец, знакомым становится каждый бугорок, каждое старое дерево. Кажется, что кукушка, голос которой слышится вдалеке, и та твоя старая знакомая.

Очень приятно, когда после долгой дороги с мороза входишь в жарко натопленную избу. Тогда нет на свете желаннее запаха мясных щей, чугунок с которыми непременно стоит в русской печке.

Мне всегда очень нравилось, когда в жаркий летний день в доме открыты все окна. Вдруг из сада залетает жёлтая бабочка и бьётся на оконном стекле. Слышны громкие голоса детей, купающихся в речке.

В начале лета бывают очень славные вечера: воздух насыщен запахами леса, неподвижен и свеж. Слышен голос кукушки, где-то недалеко неторопливо повторяет свои трели соловей. Вдруг кто-нибудь включит динамики на полную мощность. Всё тонет в этих бешеных звуках. С досадой уходишь в дом.

Очень приятно пройтись босиком по свежевспаханной почве или по траве, покрытой росой. Хорошо также ходить босиком по речному песку, нагретому солнцем.

Всё сделанное людьми ничтожно перед созданием Творца. Если и стоит чем-то интересоваться, что-то изучать, то это не юриспруденция,  не автомобили, не компьютеры, не самолёты, не ракеты, не картины, не романы, не архитектура,  не музыка... - это только естественный природный мир, без которого человек вообще не способен существовать. Даже единственный цветок мать и мачехи  по большому счёту интереснее, чем целый город со всем его содержимым. Вообще все ценности относительны: Паустовский сказал: "даже на всю ослепительную красоту Неаполитанского залива я не променяю один ивовый куст на берегу Оки, мокрый после дождя". Такая шкала ценностей естественна для нормального человека; мне очень жаль тех людей, что считают иначе.

По-моему, никогда не следует менять названия городов, деревень, предприятий и т.п. Подобные перемены оскорбляют память тех, кто эти названия давал. Напрасно переименовали Ленинград (хотя, конечно, это название было в своё время присвоено городу тоже зря). Ленинград пережил блокаду, в Ленинграде родились и прожили свою жизнь миллионы людей, о Ленинграде написаны книги, сложены песни. Под Ленинградом погиб мой отец в сорок первом. Я никогда не смогу называть этот город по нынешнему.

Также глупо переименование милиции в полицию - как-будто название меняет что-то по существу. Чем ГИБДД лучше ГАИ?

Я никогда не смогу использовать обращение "господин", кроме, разве что, в ироническом смысле. Обращение "товарищ" прекрасно, оно позволяет  сохранять чувство собственного достоинства. Зачем пытаться возвращать давно пережитую эпоху.

Тёплое время года я провожу за городом, дом мой расположен посреди леса, в котором бывает полно ягод и грибов. Прошлой осенью, пожалуй уже в октябре, я решил сходить за клюквой. Меня сопровождали три собаки; они имеют хозяина, но он нисколько о них не заботится и потому собаки живут вольной жизнью и рады идти в лес с кем угодно. В полукилометре от дома мы встретили лося, он стоял как раз на нашей тропе. Собаки открыли яростный лай, но лось, казалось, не обращал на них ни малейшего внимания. Повернув голову он смотрел прямо на меня. Подойдя к лосю метров на двадцать, я крикнул: "разреши мне пройти!" Только тогда лось не спеша с достоинством отошёл в сторону. Возвращался обратно я уже под вечер с полным ведёрком клюквы. И на том же самом месте я снова увидел нашего лося. Собаки опять залаяли и лось спокойно пошёл в глубь леса по просеке.

Мудро поступил Мухаммед, запретив правоверным вино и наркотики. Огромна трагедия христиан из-за того, что Христос сам пьянствовал со своими апостолами и заповедовал пьянку всем людям. Даже в церкви причащаются вином!

Никогда не могу хотя бы из любопытства зайти в действующую церковь. Не могу поверить в искренность молящихся и это, должно быть, для них оскорбительно, а для меня очень "неловко".

С возрастом начинаешь невольно анализировать прожитую жизнь. Сколько там обнаруживается тягостного и тяжёлого! И как мало, в сущности, моментов, которые были вполне счастливыми. Пожалуй, их можно пересчитать по пальцам. Но я не хотел бы прожить свою жизнь снова. Вряд ли  в повторившихся обстоятельствах я поступил бы лучше, умнее. Но перематывать снова эту пёструю ленту нет ни малейшего желания, да и сил тоже. Только теперь становится понятно, почему не захотел старик разбить горячий камень в рассказе Гайдара.

Чаще всего экранизации литературных шедевров бывают неудачны. По-моему вообще не следовало бы этого делать - каждый создаёт свой образ литературного героя, а кино этот образ навязывает (Болконский навсегда приобрёл образ Тихонова и от этого невозможно избавиться). Но есть примеры, когда кинофильм во много раз лучше литературного источника. Прежде всего это, конечно, Чапаев. Фильмы Тарковского Солярис и Сталкер смотришь с захватывающим интересом, хотя соответствующие рассказы ничем не выделяются в море подобной литературы. Великолепный мультфильм Медвежонок Пух создан на основе ничтожного текста какого-то американца. Это пример того, как хороший мастер может из чепухи сделать стоящую вещь. Но ни одна из множества экранизаций Буратино не смогла даже приблизиться к сказке, которой все в детстве буквально зачитывались.

Критиками вознесена до небес книга Алиса в стране чудес Льюиса Кэрола. Там находят даже какие-то высокие математические идеи. Сильно сомневаюсь в этом. По-моему это просто какая-то глупая фантазия не совсем здорового ума. Достоинства этой сказки те же, что и у абстрактной живописи - тоесть обычный случай коллективного помешательства. Ещё более глупа и бездарна книга о Гарри Поттере, которой уже присудили, кажется, все возможные литературные премии. Невозможно представить, как такую галиматью вообще можно читать.

В последнее время появилась мода копаться в обстоятельствах обыденной жизни и времяпровождения разных деятелей искусства. Создана целая серия телепередач на эту тему. Мне кажется, это напрасно. Ничего хорошего об этих самых деятелях мы не узнаём. Чаще всего они проводили свою частную жизнь просто бездарно - в пьянстве, в разврате, в бесконечных взаимных склоках. Чего хорошего, если мы узнаём, например, что прекрасная актриса Серова в конце спилась. Или, что у Гурченко было то ли пять, то ли шесть мужей. Очень любят все, кому не лень, перебирать по косточкам жизнь Высоцкого. Из банального случая спившегося человека выводят целую философию, обвиняя во всём бывший тогда режим. Но кто скажет: если не было бы этого режима, был бы Высоцкий? Скорее всего нет. Работа в исcкустве это одно, а закулисная жизнь совсем другое и не надо это смешивать. Ладно ещё, если деятеля уже нет в живых - "мёртвые сраму не имут". А копание в грязном белье живущих просто неприлично. Впрочем, большинство из них сами стремятся вытащить свои сомнительные дела на свет божий. Даже хорошо, если твоё имя полоскают все, кто хотят - чем больше скандала, тем больше популярность и, значит, больше денег. Кажется, нет уже ни малейшей детали из безалаберной жизни Алки Пугачёвой, о которой не знал бы весь свет. В конце концов, всё это просто противно. Справедливости ради надо отметить, что среди современных попсовых "звёзд" пожалуй только Пугачёва обладает по настоящему хорошим голосом. Не понятно, почему она перестала выступать. Когда-то Магомаев раньше времени оставил сцену, но его тогда вытеснили более молодые исполнители; у Пугачёвой же до сих пор нет достойных конкурентов.

В Афганистане есть талибы. Не скажу, чтобы они были мне очень уж симпатичны, но одну их идею я вполне разделяю. Когда талибы были у власти, они ходили по домам и у всех без разбора разбивали телевизоры молотком. Очень разумно! Если бы разбить все телевизоры в нашей стране, моральная обстановка наверняка бы резко улучшилась. Кроме того, избавившись от "ящиков" люди занялись бы более полезными делами. Кто-то сказал, что телевидение - оружие массового уничтожения похуже атомной бомбы. Трудно с этим не согласиться.

Иисус Христос воскресил Лазаря. Ну, а что стало с ним потом?. Видимо, Лазарю позже пришлось помирать второй раз? Услуга, по-моему, довольно сомнительная.

Весной очень популярен берёзовый сок. Многие ездят специально за город в выходные дни для сбора этого сока. Но тут есть одно досадное обстоятельство. Обычно берёзе наносят топором (не умеючи) страшную рану. За день можно получить один-два литра. Но пораненная берёза всего за весну выделит не меньше пятидесяти литров, при этом весь остальной сок бесполезно стекает (приблизительно около двух недель) на землю. Ну, а берёза потом никогда уже не будет полноценным здоровым деревом. Специалисты получают сок с помощью бурава, собирают весь сок до капли и ранку специальным способом заделывают - урон берёзе наносится минимальный с максимальной пользой (правда, загнивание древесины к сожалению в любом случае неизбежно; следовало бы брать сок только с деревьев, предназначенных к рубке). Кстати, из берёзового сока получается великолепный квас, который потом можно пить в жаркое время лета. Нет никакого сравнения с покупными суррогатами.

Ни с чем несравнимо удовольствие - половить окуней на утренней заре!

В сущности, человеку для полноценной жизни надо до смешного мало (в сравнении с тем, что потребляет современный городской человек). Получается, что чем скромнее питается человек, чем меньшими материальными средствами он обладает - тем дольше живёт. Заключённые в сталинских лагерях (если они там не погибли) все живут очень долго. Долго живут и ветераны Отечественной войны, перенёсшие великие испытания. Простая жизнь при минимальных потребностях полезна для здоровья, способствует сохранению среды и природных ресурсов и, конечно, облагораживает человека.

Теперь много говорят о стрессе, который, якобы, есть основная причина сердечно-сосудистых заболеваний и смертей на этой почве. Сомнительно! Представьте, какой стресс переживали люди на войне. Но те немногие ветераны, оставшиеся в живых, не чаще других умирают от инфаркта. Один мой старший товарищ по работе, прошедший всю войну от июня 41-го до мая 45-го, рассказывает, что на фронте он не помнит ни единого случая, чтобы кто-нибудь заболел хотя бы насморком. И это в зимние морозы, в окопах! Когда едешь в танке, говорит он, зад примерзает к сиденью и ничего, отогреешься и как ни в чём  не бывало. Видимо, человек способен мобилизовать огромные возможности, в обычной жизни не используемые. Я думаю, что попадание человека в ситуации, когда мобилизуются все резервы, полезно и для тела и для души, а существование в условиях полного "комфорта" современного города - губительно.

На телевидении много передач, на которых без конца "перемывают кости" деятелям советского времени: Ленину, Сталину, Троцкому, Коллонтай и т.д. Никаких новых истин при этом не обнаруживается, молодым это неинтересно, а старикам давно всё надоело.

Недавно мир пережил очередной "конец света", предсказанный экстрасенсами, астрологами, ясновидцами и прочими подобными шизофрениками и жуликами - современными "пророками". Всё это, конечно, полная чушь. Однако, то, что конец света для населения земли неизбежен - очевидный факт. Сопоставьте рост "антропогенной" нагрузки на окружающий мир в 19 и 20 столетиях - он увеличился во много (наверное, в тысячи) раз. Любой математик вам скажет, что подобные зависимости всегда имеют экспоненциальный характер, а это значит, что такое сравнение для 20 и 21 веков даст ещё во много раз больший результат, т.е. если в прошлом увеличение было в тысячу раз, то для будущего периода оно составит десять или более тысяч раз. Легко сообразить, что жизнь на земле в этих условиях со временем будет невозможна. Беспредельный рост численности населения и технический прогресс неотвратимо ведут к деградации природной среды и, соответственно, к неизбежной деградации человечества.

Теперь много пугающих обывателя публикаций о том, что мир может погибнуть от природных катастроф, таких, как падение большого астероида или взрыв сверхвулкана в Америке, Индонезии и др. Конечно, катастрофы эти возможны и они даже непременно будут, поскольку были в прошлом земли. Но никто не может сказать, когда это случится. Супервулкан в Америке взрывается раз в шестьсот тысяч лет. По оценкам он уже просрочил примерно на сорок тысяч лет и может взорваться даже завтра. Но, возможно, что он будет молчать ещё несколько десятков тысяч лет. Ещё реже падают на землю большие астероиды. Земле также может угрожать взрыв сверхновой звезды где-то в окрестностях нашего солнца, который тоже может погубить жизнь за секунды. Но это вообще очень большая редкость. В целом можно утверждать, что катастрофа обязательно когда-нибудь произойдёт, но вероятность того, что это будет в течение нескольких ближайших тысяч лет очень мала. Во всяком случае вероятность погибнуть в этих катастрофах в течение жизни каждого человека так ничтожна, что о ней нет смысла и говорить. Вероятность погибнуть в автоаварии, или в техногенной катастрофе, или умереть с голода от резкого изменения климата, или в банальных беспорядках вроде того, что происходит в арабских странах и т.д. да и вообще от всяких бытовых случайностей на много порядков выше. И со временем эта вероятность очень быстро растёт - и в этом главная трагедия.

Люди часто страдают от бессонницы - это рассматривается, как болезнь. Но если разобраться, бессонница - подарок, ведь если тебе не спится, то можно заняться любимым делом. Мне, например, очень нравится ночью, когда в мире царит покой (в городе, конечно, относительный), порешать какую-нибудь задачу, почитать, посидеть за компьютером. Страдают, видимо, те, кому нечем заняться и кто в одиночестве не может и не способен к труду.

Большинство (нормальных) людей болезненно воспринимают убийство любого животного. Для меня, например, большая проблема зарезать хотя бы курицу. Но мы очень спокойно относимся к ловле рыбы, подвергая её, между прочим, мучительной смерти. А ведь рыба - такое же животное. Неужели тут всё дело в том, что рыба - нема. Интересно так же, что церковники во время поста в некоторые дни разрешают есть рыбу при полном запрете мяса. В чём тут разница - они и сами, должно быть, понятия не имеют.

В деревне всегда любили частушки, их пели по самому разному поводу, чаще всего в порядке соревнования на остроумие и смелость. При этом никогда не предполагалось, что основную идею частушки, часто весьма радикальную, исполнитель обязательно сам разделяет. Просто "из песни слова не выбросишь".

Голубые шарики

Далёко укатилися.

Подруга пой, не унывай,

Не унывать родилися.

Эта частушка была любимой у одинокой, очень некрасивой, с необъятной талией женщины. Звали её Матрёна, а на практике Мотя или, вообще, Мотька. Голос у ней был очень низкий, почти бас.

Девки пейте-ка вино,

Сорок градусов оно.

Холостого иль женатого

Любить-то всё-равно.

После войны в деревне были практически одни вдовы. Именно они и пели эту частушку, так сказать, юмор сквозь слёзы.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели подо мной

Половицы лопнут.

Любила петь и плясать разбитная вдова Ефимия (в деревне называли Офимья), про таких как она говорили "кровь с молоком".

Меня милый не узнал,

Пень берёзовый обнял,

Думал в кофте розовой,

А это пень берёзовый.

(говорили "берёзовой"). Великое множество частушек знает моя сестра. Интересно, что авторы частушек как правило никогда не известны, так как разглашать авторство было не принято.

У всех народов без исключения в языке имеются нейтральные формы обращения к собеседнику: синьор, синьора, синьорита, мадам, мсье, мистер, миссис, мисс, сэр, мэм, пан, пани и т.д. И только в русском языке в советское время старые формы обращения были утрачены, хорошее в принципе слово товарищ на бытовом уровне не прижилось (возможно потому, что у него нет формы женского рода), в результате в обиходе люди используют - мужчина и женщина, что, конечно, очень некрасиво и даже, пожалуй, неприлично. Теперь вернули обращение господин, но наверняка в быту оно тоже никогда не приживётся. Писатель Солоухин ратовал за возврат к старинной форме сударь и сударыня, вместе со своими друзьями они даже пытались на практике вводить в обиход эти слова, но безуспешно. По-моему очень жаль, ибо слова сударь и сударыня действительно очень красивы, исконно русские и несут в себе оттенок уважения и благородства.

У нас в леспромхозе после войны было много украинцев: высланные, вербованные. Говорили они на украинском, но их речь легко понималась, т.е. не было ни малейшей трудности с переводом. Большинство потом уехало обратно, но многие остались навсегда и постепенно перешли на русский с небольшим акцентом. Также и известные песни на украинском "Дывлюсь я на нэбо", "Ридна маты моя", "Черемшина" и т.д. понятны без перевода. Да и стихи Шевченко для русского понятны. Но когда слышишь по телевизору речи и интервью нынешних украинских политиков, невозможно понять ни слова. В чём же тут дело? Или существуют разные украинские языки?

Украинские политики где-то откопали анекдот про то, что Екатерина Великая якобы однажды сказала, что украинский язык - это испорченный русский, чем украинских националистов сильно обидела. Стоит ли обижаться? Царица хоть и в несколько грубой форме, но правильно подметила, что русский и украинский - почти одно и тоже. Пожалуй правильнее было бы сказать наоборот: русский - это испорченный вариант украинского, поскольку специалисты считают, что украинский ближе к нашему общему праязыку - древнерусскому. В то же время и русский и украинский языки отошли от языка Киевской Руси дальше, чем друг от друга. А это может означать только одно: никогда связь между нашими народами полностью не прекращалась.

Теперь очень модно увлекаться всякими диетами: для похудения, для излечения всяких болезней, для повышения жизненного тонуса и т.д. Есть много специалистов в этой области (называют себя диетологами). По мне всё это полная чепуха. Убеждён, что главное правило питания - есть всё, что тебе нравится, но только тогда, когда  кушать действительно очень хочется. Для этого нужна всего лишь физически активная  жизнь. Зарядки и пробежки по утрам, хождения пешком на работу и тренировок по часу в спортзале недостаточно. Наилучший образ жизни - тяжёлый физический труд вроде косьбы травы литовкой, или копания канавы лопатой. После нескольких часов такой работы  полезна любая еда. Правда, блюда вроде шашлыка с пивом, это всё-таки излишество, а всякие излишества вредны. Вообще, мясо нельзя совсем исключать из рациона, но есть его как можно меньше - очевидная истина. Быть гурманом - большая глупость. Следует всегда помнить о том, что чем скромнее ты питаешься, тем дольше живёшь.

Раньше многие люди верили во всякие чудеса (теперь, кстати, мракобесие возвратилось на новом уровне). В деревне многие верили, например, в лешего. Считали, что если человек заблудился в лесу, то его "заморочил леший". Может даже не то, чтобы верили всерьёз, а просто на всякий случай остерегались его. Помню моя бабушка рассказывала такую историю: ходили они компанией в лес по ягоды. Считалось, что когда ты в лесу - лешего лучше вслух не поминать, а то бог его знает, что может случиться. И вот один парень (видимо уже тогда не очень верующий в чудеса) нарочно стал громко кричать: "леший, леший!" (бабушка говорила так: "лешой, лешой"). "Лес-то сразу зашуми..ит", рассказывала бабушка, понизив голос. На парня сразу все закричали: "что-ты, что-ты, замолчи сейчас же!".

Кстати, в нашей деревне народ никогда не был очень уж верующим. Не было там и староверов, которые отличаются своим фанатизмом. Люди старались исполнять религиозные обряды (при рождении ребёнка, при похоронах, в церковные праздники и т.д.) только, так сказать, на всякий случай, разумно полагая, что хуже от этого не станет. Мой дед перед смертью распорядился не ставить на могиле крест, а соорудить пирамидку со звездой. При жизни он был далёк от коммунистических идей и жил, в общем-то, как христианин, поэтому его решение было не вполне понятно. Однако, волю его исполнили.

Всякие блага не однозначны. Сейчас каждый может купить так называемый GPS - прибор для ориентации на местности. Вещь, конечно, очень удобная для тех, кто много ходит по лесам. Тут не нужны никакие навыки работы с картой и компасом, например. Но есть и оборотная сторона. Удалённые лесные массивы и водоёмы становятся доступны для любого профана и там теперь шляются "все кому не лень". А там, где много случайных людей - безжалостно уничтожается естественная среда.

Правительство приняло постановление о "развитии" заповедных территорий. Предполагается, что там будут построены дороги, гостиницы и т.д. для туристов, с тем, чтобы из заповедников тоже можно было извлекать доход. Боюсь, что это огромная ошибка. Нетрудно убедиться, что там, где хорошие дороги, природа обречена. Не знаю, может быть в других странах туризм и не наносит большого ущерба, но только не у нас. Чем больше будет в заповедниках охраны, тем больше будет там шататься всякой сволочи (охотников, рыбаков и т.д.), попадающей туда за деньги. По мне так лучше было бы в заповедных зонах вообще уничтожить всякие дороги и сжечь все постройки в округе.

Мой старший брат утверждает, что всех людей можно разделить на две категории. Если надо поднять и перенести тяжёлое бревно вдвоём, то одни всегда подойдут к комлю, а другие - всегда к вершине. Действительно, среди моих знакомых найдутся люди того и другого сорта.

Древние строители вырубали огромные каменные блоки, придавали им правильную форму, часто шлифовали поверхность до блеска, а потом перетаскивали их на большие расстояния и устанавливали в сооружение, например, в пирамиду. Утверждают, что всё это делалось с помощью бронзовых и каменных инструментов. Трудно в это поверить. Остриё бронзового зубила расклепается после двух-трёх ударов, а с помощью камней вряд ли что-то можно сделать. Недавно я видел передачу, в которой группа энтузиастов решила добыть каменный блок в одном из старых карьеров Египта с помощью каменных орудий. Бригада из десяти человек за целый день работы смогла прорубить на поверхности камня бороздку не глубже пяти миллиметров. На следующие пять миллиметров у них уже ушла бы целая неделя, а затем работа вообще бы застопорилась. А как можно отделить глыбу от основания с помощью каменных орудий - вообще невозможно представить. Кто сомневается в этом пусть возьмёт гранитный камень размером хотя бы с кирпич и попробует придать ему правильную форму и отшлифовать. Я с использованием механического наждака (конечно, без алмазной крошки) сумел отшлифовать грань камня не больше двух квадратных сантиметров за два часа работы. Создаётся впечатление, что древние должны были иметь какую-то механизацию и алмазные пилы. Без сомнения, они владели какими-то знаниями, которые впоследствии были утеряны.

Острое чувство тоски и жалости появляется, когда заходишь в брошенный хозяевами деревенский дом (таких домов в северных деревнях полным-полно). Как правило, уезжая в город, люди бросают всё. В доме лежит всякая утварь, без которой деревенская жизнь не мыслима, лежат школьные учебники, тетради и дневники живших тут когда-то детей, игрушки, сломанные санки и лыжи. На стенах висят всеми забытые фотографии нескольких поколений жившей тут семьи - молчаливое свидетельство того, что современный русский человек абсолютно равнодушен к своим предкам, к своей истории, а, значит, и к своей стране. Рассматривая всё это ощущаешь щемящую жалость и чувство вины перед теми, кто на этих фотографиях. Ведь они жили с надеждой на совсем другое отношение потомков к ним и к тому, что ими было создано. Такую же невыразимую горечь испытываешь на старом кладбище, оставленной жителями деревни.

Уверен, что жизнь в деревне намного содержательнее и полезнее, чем в городе. Возражают, что человек в деревне раньше был вынужден непосильно много трудиться. Но почему непосильно? Наоборот, тяжёлый физический труд сохраняет здоровье, а безделье - губит. Говорят, что средняя продолжительность жизни была намного меньше. Но это только потому, что практически не было медицинского обслуживания и люди часто умирали от болезней, которые теперь легко вылечиваются (например от аппендицита). Но многие, причём чаще всего из тех, кто, как говорили, жаден до работы, жили очень долго. Я помню старика, которому было уже за 80, но он  ещё активно трудился в колхозе на самых тяжёлых работах. Звали его Михайло Ильич. Он купил в сельпо портрет Маркса и повесил у себя, говоря всем, что это он сам. Действительно, был очень похож - такая же копна волос и гигантская борода. Как сейчас вижу, как он, казалось бы без видимого усилия, поднимает на вилах огромную копну сена, подавая её на высоченный зарод.

Теперь усиленно пропагандируется тезис о том, что главное в жизни это материальный достаток (т.е. деньги), семья, дети. Нет, этого недостаточно, главное всё-таки не это. По-моему самое главное - это прожить свою жизнь честно, порядочно, "не отнимая кусок у другого для того, чтобы самому иметь два". Ведь и для волчицы - главное, чтобы было хорошее логово и как можно больше мяса для её детёнышей. Но люди не волки и не должны жить по волчьим законам (по которым живёт теперь весь мир). Жизнь скоротечна и в потусторонний мир с собой ничего не унесёшь, а дети и внуки приносят радость исключительно только пока маленькие. Как только они вырастают, возникают проблемы, взаимное отчуждение и чаще всего от потомков родители получают одно только горе. Человечество должно ограничить свою потребительскую ненасытность, если только оно намерено просуществовать ещё хоть немного.

У нас в деревне многие (не все) не ели курятины, я до сих пор не знаю, чем это объяснить. Моя мать категорически не могла даже выносить её запаха. Когда мои сёстры уже уехали из дома, они привыкли к этому мясу и приезжая в отпуск домой иногда покупали куру. Мать отказывалась её варить и позволяла приготовить курятину только в той посуде, которой сама не пользовалась. Между тем лесной дичью (тетерева, рябчики...) она не пренебрегала. Кстати, я хоть и не отказываюсь от куринных блюд но ем без особого удовольствия, видимо потому, что не была привита привычка с детства. Не очень люблю я и всякую охотничью дичь.

Теперь всякие "обозреватели" и "учёные - гуманитарии" без конца проклинают большевиков, которые якобы обманули и ограбили русский народ. Пусть так, но, по крайней мере, никто не будет спорить, что вожди большевиков были личностями, не чета нынешнему поколению политиков. Но как мог русский народ позволить ограбить себя ничтожествам вроде Бориса Березовского?!

Удивительно устроена наша память. Например, я часто вспоминаю один эпизод, когда я ещё учился в начальных классах. В конце марта - в начале апреля, когда у нас ещё лежат снега, часто бывает замечательная погода: ослепительно сияет солнце сгоняя снег, на пригреве уже довольно тепло, хотя в тени за домом ещё отрицательная температура. При южном ветре в воздухе уже ощущаются запахи цветущей весны, перемешанные с запахом тающего снега. Создаётся какое-то тревожно-радостное настроение, с улицы не хочется уходить. Я помню, как в один из таких дней мы с моим другом Алькой сидим на крыше крылечка дедушкиного дома и играем в шашки. Снег на крыше уже стаял и доски, на которых мы сидим, тёплые от солнца. Шашки эти сделал мой старший брат, который уже уехал учиться в школе ФЗО (интересно современные подростки знают, что это такое?). Шахматные клетки нарисованы на куске фанеры, а на свободном её краю нарисован журавль, вытаскивающий кость из пасти волка (по известной басне). Брат мой не плохо рисовал. Шашки представляют собой колечки, отпиленные от круглой ветки, чёрные покрашены синими чернилами. Одной шашки не хватает и её заменяет большая пуговица, которую Алька нашёл на снегу и положил в карман на всякий случай. Во дворе дед вытёсывает топором полозья для саней - по этой части он был большой мастер, а бабушка в избе у окна ткёт холст на ткацком станке (я прекрасно помню все операции по наладке станка и по всему рабочему процессу). Всё это я и теперь вижу, словно наяву, хотя уже давным-давно нет деда и бабки, не ходит больше по земле и Алька, на месте крылечка и самого дома растёт одна крапива, да и самой деревни уже нет и в помине, а то место, где она стояла, уже зарастает лесом. Всё это осталось только в моей памяти и исчезнет вместе со мной.

Орфография и пунктуация автора
Фотографии С.М. Прокудина-Горского. 1912-1916 гг.

 ‹‹ Назад: Забытые слова    Борисов В. "Усолье" (Содержание)   Далее: Альбом (из воспоминаний) ››  

Оставить комментарий