Главная » 2013 » Сентябрь » 30 » Музей Авиации Севера: От винта!
19:02
Музей Авиации Севера: От винта!

Николай Кононов, директор «Музея Авиации Севера» и инициатор установки памятника летчику Козакову в Березнике провел экскурсию для корреспондента «Эха Севера» по музею, сопроводив её интереснейшими рассказами из истории Северной Авиации.

Поклонники советской авиационной эстетики и фанаты истории авиации и просто увлекающиеся познанием летательных аппаратов в самое ближайшее время смогут удовлетворить интерес и в Архангельске. В дополнение к уже начавшему работу Музею Авиации Севера, на территории, входившей ранее в зону аэропорта «Архангельск», скоро заработает экспозиция самолётов – тех самых, что ковали славу Северной Авиации и благодаря которым Север – обжитой ныне край, а не безлюдное пространство. Ностальгия так и хлещет…

Над проектом экспозиции под открытым небом работают специалисты из негосударственного учреждения культуры (НУК) «МУЗЕЙ АВИАЦИИ СЕВЕРА». На момент подготовки этого репортажа в «поднебесном» секторе «Музея Авиации Севера» - 6 авиалайнеров прошлых лет – теоретически они хоть сейчас «в рейс». Все подлинные. Ту154, Ту134, ЯК18 Т, Ан26, Ил-14 и МиГ-31.

Ожидается пополнение экспозиции вертолётом Ми6 и самолётами Як-40 и Ан2.

***

Кононов Николай Николаевич – директор данного музея с удовольствием провёл экскурсию для корреспондента «ЭС», сопроводив её интереснейшими историями из истории Северной Авиации.

Приводим текст экскурсии при посещении «МУЗЕЯ АВИАЦИИ СЕВЕРА»:

 

Николай Кононов:  Около ста лет назад у нас летал французский разведывательный самолёт «Блерио11» (главное фото), на котором Луи Блерио, знаменитый французский авиатор, впервые в истории авиации пересёк пролив Ла-Манш.

Французские чертежи 1911 года этого самолёта мне прислали коллеги из Университета гражданской авиации (Санкт-Петербург). Все они в экспозиции подлинные – те самые, 1911го года. Изучив их, я сделал репродукцию данного летательного аппарата. Когда этому самолёту исполнилось сто лет, он уже выставлялся у нашего аэровокзала.

Если хотите, то можете присесть на место пилота.

Никита Прокшин, обозреватель "ЭС": С удовольствием.

***

Корреспондент «ЭС» с трепетом уселся на место пилота самолёта «Блерио11» (прим. авт.) и уже оттуда продолжал внимать экскурсоводу: «Блерио11» делали только во Франции, или у нас их тоже производили?

Николай Кононов:  Эти самолёты строились и у нас на Русско-Балтийском заводе. Машина очень удачная. Было выпущено более 800 штук.

***

Вот ещё один экспонат – недавно приобретённый нашим Музеем двигатель. Двигатель немецкий – BMW 6, 12 цилиндров.


Именно этот двигатель стоял на наших, довоенных самолётах модели Р5.

Напомню, что в 20е и 30е годы авиационная промышленность была почти на нуле, поэтому немцы предоставляли двигатели для наших самолётов. Самолёт, в котором стоял данный двигатель, нашли в 2000 году в Пинежском районе. Он сел на вынужденную посадку – лопнула шейка цилиндра.

Позднее пилота нашли уже мёртвым неподалеку от самолета. Насмерть замёрз в лесу. Опознавательных знаков на двигателе и самолёте не оказалось. Не было шильдиков. Пилота похоронили в 2004 году в воинском захоронении на Павла Усова.

Никита Прокшин: Интересно, а что это за модель вертолета?

Николай Кононов:  Два месяца назад второй архангельский авиаотряд подарил нашему музею тренажёр вертолёта МИ2. Тренажёр действующий, простой в управлении. Можете присесть на командирское место.


Корреспондент «Правды Северо-Запада», будто Мимино, оседлал тренажёр вертолёта МИ2 и, превозмогая эйфорию, продолжал слушать экскурсовода:

Николай Кононов: Ручка шаг, газ. Гарнитура. Левый двигатель, правый. Всё фиксируется. Он рабочий. Задаются параметры прибора, тренировка пилота началась.

Никита Прокшин:  Это тренажёр боевого вертолёта?

Николай Кононов:  Нет, это гражданский. Когда приходят на экскурсию дети, то они не хотят вылезать из кабины данного тренажёра. Им очень интересно.

Никита Прокшин: (тоже, как и вся редакция невинный – дети): Действительно, увлекательно.


Николай Кононов: Пройдёмте в другой зал, я покажу несколько интересных экспонатов.

(Мы идём в первый выставочный зал прим. авт.)

Этот экспонат – «эхо гражданской войны»: в 1919м году, красные сбили английский самолёт. Всё, что осталось – эта лопасть винта. Теперь она находится у нас в музее. Находку передал на хранение Хмарук А.Н. Сделана она, что примечательно, из красного дерева.

Никита Прокшин:  Николай Николаевич, а люди, далёкие от техники, как говорили в советскую поры – гуманитарии, им что здесь наиболее интересно? Можно ли, например, при изучении экспонатов Музея, отследить судьбы лётчиков?

Николай Кононов:  Во время гражданской войны у нас на Севере погиб первый ас России, Козаков Александр Александрович. Он больше всех сбил немецких и австро-венгерских самолётов в Первую Мировую Войну. Второй после Нестерова таранил самолет, но остался жив, за что был награжден золотым георгиевским оружием.


В первую Мировую технологии куда слабже были. Например, в 1914м и в 1915м годах пулемётов на самолетах не было – стреляли друг в друга из пистолетов и карабинов. В воздухе это трудно, но противника-то надо сбить!

Козаков хотел зацепить самолёт противника кошкой, но она у него запуталась, тогда он выключил двигатель и сел сверху на самолёт австро-венгра (Австро-Венгерская империя была союзником Германии по «Тройственному Союзу против стран Антанты).

Крылья у самолёта противника сложились,  и он упал, а Козаков вновь запустил двигатель и снова полетел.


Погиб он при аварии самолета в 1919 году. Я ему восстановил памятник в Двинском Березнике.

<…>

Никита Прокшин:  Когда откроется музей самолётов под открытым небом?

Николай Кононов: Точно не могу сказать когда именно завершится строительство ограждения данного музея и установка самих экспонатов. Но, думаю, что ждать недолго осталось поклонникам авиации – это произойдёт совсем скоро.

Никита Прокшин:  А какая история у самолётов, которые будут представлены в музее под открытым небом?

Николай Кононов:  У каждого своя история. Например, Ту154 практически не падал. Он самый большой из представленных самолётов - 176 пассажирских мест.

Ан26 – грузовой труженик Севера. В наших краях он транспортировал множество грузов.

Никита Прокшин: А сколько всего будет экспонироваться воздушных судов?

Николай Кононов:  Я планирую 12. Например, из Котласа собираемся привезти ЯК 40. У него фюзеляж длиной в 18 метров. Вообще, в авиагородке будут представлены минимум 12 воздушных судов.

Сейчас ищем самолёты периода Второй Мировой Войны. Кое-что нашли… …но, пока не буду говорить, что, будет сюрпризом, поскольку из найденного планируем сделать памятник. Исправим ошибку истории, так как в Архангельске нет ни одного памятника в виде боевого самолёта.

Никита Прокшин:  Желаю удачи в вашем нелёгком деле. Благодарю за экскурсию.

P.S. В негосударственном учреждении культуры «МУЗЕЙ АВИАЦИИ СЕВЕРА» представлены множество интересных экспонатов. Модели самолётов, награды, ордена великих лётчиков.

В экспозиции имеется натуральная форма пилотов и сделанные в натуральную величину реплика самолёта, а также миниатюрные копии самолетов…


Тренажёры, двигатели, винты и много другое…

Тут даже кусок метеорита есть…

Интересно…

В музее под открытым небом, где будут представлены более 12 настоящих самолётов, каждый желающий сможет посмотреть, пройтись внутри самолёта, посидеть в кабине пилота, прогуляться по салону.

Увлекательно…

Музей будет благодарен, всем сообщившим о самолетах на территории Архангельской области, представляющих историческую ценность. Контактный телефон 63-15-64.

Материал опубликован в газете «Правда Северо-Запада» от 25.09.2013
Категория: Вести культуры | Добавил: admin|Источник | Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 11236

[30.12.2013]«Камаз» загорелся из-за неисправности магнитолы
[30.12.2013]Березничанина будут судить за применение насилия к полицейскому
[27.12.2013]Победители конкурса на лучшее новогоднее оформление
[26.12.2013]Ситуацию с ледовыми переправами обсудили в областном правительстве
[26.12.2013]В озёрах Виноградовского района будут выращивать рыбу



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]